Presscenter.kz,
"Здесь какой-то бешеный ритм работы, я бы сказал - сталинский. Руководители и аппараты министерств работают с раннего утра и до позднего вечера. За первые три дня в правительстве я устал больше, чем за последние три месяца в администрации президента"
Ермухамет Ертысбаев - личность популярная. И представлять его, казалось бы, нет особой нужды. Однако экс-советник президента по политическим вопросам - чуть ли не единственный новичок в недавно сформированном кабмине. Ведомо, что представляет собой Ертысбаев-советник. Но каков Ертысбаев-министр? Мы провели разведку боем и разузнали, чем "дышит" наш новый министр культуры, информации и спорта.
- Ермухамет Кабидинович, разрешите поздравить вас с новым назначением и поинтересоваться, как вы к этому отнеслись: как к неожиданности и с ощущением вдруг навалившейся тяжкой ноши или с радостью?
- Спасибо за поздравления. Поскольку мне часто приходится общаться с журналистами, то я с удовольствием повторяю один избитый тезис: "Хочешь услышать умный ответ, задай умный вопрос". Мне нравится ваш вопрос, и я попытаюсь ответить на него правдиво, передать свои ощущения в момент назначения меня министром культуры, информации и спорта. Итак, первое чувство - неожиданность (когда соответствующее предложение мне сделал президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев). Неожиданность сменилась радостью (когда меня утвердили профильные комитеты мажилиса и сената). На смену радости пришла тяжелая ноша ответственности (когда премьер-министр Даниал Кенжетаевич Ахметов лично и буквально посадил меня в министерское кресло). Вот такая диалектика...
- Как провели первый рабочий день в министерстве? С чего начали "ориентировку на местности"?
- МКИС находится в самом высоком здании Астаны - "Транспорт тауэр" (в простонародье прозванном "зажигалкой"). Мой кабинет находится на 26-м этаже и отсюда достаточно легко проводить "ориентировку на местности" (смеется). Открывается величественная панорама нового административного центра столицы на левом берегу Есиля. Даниал Кенжетаевич даже с грустью сказал, что из окна кабинета премьера (четвертый этаж) видны только стены и крыши здания правительства. Впрочем, на такие "сантименты" в правительстве отводятся буквально секунды.
Здесь какой-то бешеный ритм работы, я бы сказал - сталинский. Руководители и аппараты министерств работают с раннего утра и до позднего вечера. За первые три дня в правительстве я устал больше, чем за последние три месяца в администрации президента. Но все это - здорово! Мне нравится такая стихия! Самые счастливые дни в моей жизни - это те дни, когда гора работы свалилась на тебя, но в конце рабочего дня ты чувствуешь удовлетворение.
Как я провел первый рабочий день? Провел рабочее совещание с вице-министрами, руководителями департаментов и начальниками управлений. Попросил каждого высказать свое видение работы министерства через призму выступления главы государства 18 января - стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Первое впечатление - коллектив здесь дружный, сплоченный, высококвалифицированный. Затем начал изучать структуру министерства и подведомственных организаций, паспорт республиканской бюджетной программы на 2006 год, штатное расписание центрального аппарата, погрузился в изучение самых основных и необходимых рабочих документов.
Наверное, первая неделя - самая тяжелая на новом месте работы. Потому что думаешь только о работе, даже когда поздно засыпаешь. Думаешь о ворохе проблем, пытаясь вычленить самое главное, стратегическое направление.
- Когда культуру, СМИ и спорт объединяли в одно министерство, это было воспринято как попытка впрячь в одну упряжку "коня и трепетную лань". И вот, вам теперь предстоит курировать три больших направления, в каждом из которых были и есть проблемы. Вы уже решили для себя, как уделять равное внимание каждой сфере?
- Я так понимаю, что "трепетная лань" - это культура, а "конь" - это спорт? (смеется) Ну, это еще не так страшно. Раньше в роли "коня" выступало так называемое общественное согласие. Наше министерство так и называлось: Министерство культуры, информации и общественного согласия. Потом Сарсенбаеву (экс-министру) так осточертело это "общественное согласие", что он решил удариться в оппозиционную деятельность (смеется)…
А если серьезно, то в моем представлении правительство - это центральный орган управления в стране с точки зрения экономического менеджмента президента (другой крупный рычаг в руках президента - это администрация президента, которая осуществляет стратегический политической менеджмент). Так вот, через призму менеджмента я обязан уделять равное и квалифицированное внимание всем основным направлениям деятельности министерства. И это вполне возможно и осуществимо хотя бы потому, что в Казахстане уделяется громадное внимание финансированию гуманитарной, непроизводственной сферы нашего государства. Если провести сопоставительный анализ с другими странами СНГ, то можно легко убедиться, что финансирование курируемой сферы у нас выглядит намного лучше, чем во многих других постсоветских странах. Другое дело, что запросы постоянно растут, особенно в сфере культуры, и это понятно.
- Считаете ли себя специалистом в культуре и спорте или же собираетесь вникать в тему по ходу дела?
- Вы забыли главное правило интервью, о котором я говорил в самом начале нашего диалога, - про умный вопрос и умный ответ. Если я безапелляционно отвечу "да" на ваш вопрос, то могу попасть впросак. Потому что человек может быть блестящим культурологом в миру, но хамом в повседневной жизни. Или быть блестящим знатоком спорта, но абсолютно некоммуникабельным в коллективе. И так далее. Я уже долгое время работаю рядом с президентом, внимательно анализировал его кадровую политику и пришел к выводу, что Нурсултан Абишевич обычно учитывает и ряд других важных факторов. Про себя я говорить не буду. Рано еще. Но вот, помнится, когда президент впервые назначил министром здравоохранения Ерболата Досаева, то медицинская элита страны отнеслась к этому назначению с недоумением. И даже с возмущением. А 18 января, когда формировалось новое правительство, все руководящие работники медицины в центре и на местах молили Аллаха, чтобы Досаев был вновь переназначен. Не скрою, что я тоже буду стремиться к такому развитию своей карьеры.
- Рассуждая об отношениях власти и прессы, вы как-то сказали, что "напряжение, недовольство друг другом - перманентное явление". Означает ли это, что новый министр не будет пытаться уменьшить напряжение и всплески взаимного недовольства будет воспринимать как само собой разумеющееся?
- Я так говорил? Мгм… ну а что, власть и пресса - это же муж и жена, у которых перманентным явлением должны быть любовь и взаимопонимание. Надо понять раз и навсегда: люди от печатного станка и вся журналистская братия жаждут прежде всего и главным образом сенсаций, острых материалов, побольше "перца и жареного". Задача прессы - информировать население обо всем, что происходит в нашей стране. В конце концов, право на получение информации - основополагающий принцип демократического государства. И, тем не менее, я не собираюсь пускать на самотек процесс взаимоотношений власти и прессы. Я хочу, чтобы главные редакторы газет и электронных СМИ стремились к правдивой и объективной информации, к серьезным аналитическим материалам.
- Будет ли министерство под руководством Ермухамета Ертысбаева инициировать судебные иски к СМИ, как это случилось в практике ведомства, например, по отношению к газете "Республика"?
- До тех пор, пока я министр, наше ведомство не будет инициатором закрытия той или иной газеты. Мне не улыбается перспектива войти в историю Казахстана в роли "душителя прессы". Но я не могу отвечать за действия прокуратуры, которая по Конституции осуществляет надзор за законностью. Информация - одно из ключевых направлений нашего министерства. И я просто обязан защищать права журналистов, защищать газеты, но эффективно эту задачу мы можем решить совместно - только с работниками СМИ. Меня лично вы можете критиковать сколько угодно. Более того, можете клеветать на меня. Я никогда не подам в суд. Но мне будет обидно, неприятно и я не потерплю, если газета будет клеветать в адрес главы государства. Потому что честь и достоинство президента РК неприкосновенны по Конституции. Вы можете сколько угодно критиковать президента, правительство, любого представителя власти. Это свобода слова. Но, согласитесь, критика и клевета - это абсолютно разные, противоположные, несовместимые понятия.
Демократия - это власть большинства, уважающего права меньшинства. Мы уважаем права оппозиции - пусть действуют их партии, пусть выходят их газеты. Но пусть они тоже уважают права большинства (91 процент), от имени которого приняты Конституция и законы. Вот, собственно, и все. Неужели так трудно соблюдать эти правила игры?
- Власть несколько раз пыталась создать благоприятные условия для работы СМИ законодательно, но наталкивалась на сопротивление. Ждать нам нового закона о средствах массовой информации или изменений в действующем?
- Президент поставил задачу - войти в число пятидесяти самых развитых стран мира. А это значит, что в законодательном плане Закон о СМИ должен будет соответствовать международным правовым нормам. Я не понимаю тех людей, которые стремятся законодательно всячески ограничить свободу слова, которые стремятся на нормативно-правовом уровне построить барьеры на пути свободы слова и творчества. В конце концов, самый лучший арбитр - это не МКИС, не Генеральная прокуратура и даже не президент, а народ. А народ 4 декабря 2005 года оказал всенародную поддержку первому президенту страны. И это несмотря на то, что ряд оппозиционных изданий тиражом в несколько сот тысяч экземпляров еженедельно и на протяжении длительного времени нападали на президента, на его стратегический курс. Часто клеветали, беспардонно искажали суть социально-экономических и политических процессов в стране. И что? Кстати, мне нравится тональность оппозиционной прессы после 4 декабря. Мне кажется, что они впервые серьезно задумались. Пользуясь случаем, я хочу сказать, что открыт для диалога с ними.
- Оппозиция не единожды выражала недовольство политикой государственных телеканалов. Будет ли создано общественное телевидение? Об этом много сказано, но мало сделано.
- Тема общественного телевидения - это не тема доступа оппозиции к телевидению. Это совсем другая плоскость. Здесь много путаницы, часто намеренной. Общественный характер телевидения совсем не означает, что туда может зайти любой человек с улицы и начнет вещать на всю страну.
Суть вопроса состоит в том, что общественное телевидение не может подчиняться ни коммерческим, ни отдельным политическим интересам. И при этом оно не должно контролироваться государством, хотя может финансироваться из государственного бюджета.
В классическом виде такое телевидение управляется общественными попечительскими советами, которые формируются из представителей самых разных социальных институтов (парламента, партий, профсоюзов, некоммерческих организаций, известных деятелей), и финансируется непосредственно обществом, населением, которое вносит обязательную абонентскую плату. По этому принципу работает, к примеру, британская "Би-Би-Си".
Я считаю, что коль скоро Казахстан выбрал демократический путь развития, то общественное телевидение создавать нужно. Естественно, для этого парламент должен принять специальный закон.
Как министр я считаю создание общественного телевидения одной из самых приоритетных своих задач.
- Когда мы узнали о вашем назначении, тут же подумали: ну вот, еще одним молчащим чиновником станет больше, а публичным - меньше. Будете ли вы теперь менее доступны для прессы, придерживаться каких-то новых правил в общении с журналистами?
- Из всех министерств наше министерство максимально приближено к публичной политике. Потому что публичной политики без газет и электронных СМИ не бывает. Потому что сфера культуры во всех развитых странах мира играет ключевую роль в жизнедеятельности государства и общества. Потому что без здорового образа жизни то или иное общество, по существу, обречено на деградацию (я здесь имею в виду не только спорт, но и массовую физическую культуру).
Какие могут быть новые правила в общении с журналистами? Я всегда ненавидел снобизм, чванство и высокомерие во взаимоотношениях с людьми. Если так вести себя с журналистами, - это быстрое политическое самоубийство. Скажу вам больше: я благодарен журналистам. Именно журналисты помогли мне стать министром. Так что милости прошу и жду вас с нетерпением. Но через приемную и по предварительной записи.
Вероника ЛИМ, "Central Asia Monitor",