Правительство лишило аккредитации столичную журналистку издания Press.kz Жанию Уранкаеву, сообщает Orda.kz.
Последствия от новых правил аккредитации журналистов не заставили себя долго ждать. Первой, кому запретили вход в здание правительства, стала журналистка Жания Уранкаева. В редакцию Press.kz пришло письмо за подписью руководителя пресс-службы правительства Максата Тулегенова. Журналистка поделилась письмом с коллегами.
«На основании того, что здание правительства является особо важным государственным объектом, действуют утвержденные правила о пропускном и внутриобъектовом режиме для сотрудников и посетителей. В связи с нарушениями данных правил и игнорированием неоднократных предупреждений и замечаний, журналисту ограничивается доступ в здание правительства с 5 сентября по 31 декабря 2024 года»,ответил редакции Максат Тулегенов.
Жания Уранкаева, которая активно работала в кулуарах и часто задавала неудобные вопросы спикерам, считает, что «это цензура в чистом виде». Она отметила, что так называемые предупреждения в её адрес были устными без ссылок на конкретные пункты правил внутриобъектового режима. Более того — эти самые правила находятся под грифом «для служебного пользования». Журналистка не понимает, как можно нарушить правила, которые никто не видел в глаза.
«В фильмах, когда опасные преступники, причиняют кому-то вред, зло, им выдают такой запрет на приближение. А что было сделано мной для, чтобы лишать доступа именно в здание? Никаких письменных уведомлений о том, что я нарушаю какие-то правила мне отправлено не было. В устных беседах Максат Тулегенов ссылался на внутренние правила для особо охраняемых объектов. Но эти правила ДСП, поэтому изучить их не давали. То есть меня лишают доступа в здание правительства по правилам, которые прочесть и изучить возможности нет. Считаю это превышением полномочий. Я намерена обжаловать действия руководителя пресс-службы правительства»,сказала Жания Уранкаева.
Глава юридической службы Правового медиацентра Гульмира Биржанова в своём аккаунте в Facebook написала, что это запрет на профессию и нарушение 20 статьи Конституции.
«Откуда такие санкции ограничение доступа в здание правительства с 5 сентября по 31 декабря 2024 года? Где зафиксированы неоднократные предупреждения и замечания?»задала вопрос правительству и Министерству культуры и информации Биржанова.
В последнее время госорганы принимают всё больше попыток огородиться от журналистов. К примеру, лишение аккредитации и доступа в здание прописано в новых правилах Министерства культуры и информации.
После неудачной попытки пропихнуть свои абсурдные нововведения, позволяющие быстро заткнуть почти любого неугодного журналиста, министерство нашло обходной путь. Летом 2024 года на сайте «Открытые НПА» появился проект приказа о новых правилах аккредитации СМИ, куда власти «зашили» массу параметров, по которым журналиста можно лишить права выполнять свои профессиональные обязанности. Так, теперь аккредитованные журналисты обязаны соблюдать регламент мероприятия, проводимого аккредитующей организацией. А какой регламент, спросите вы. А никакой, каждый организатор может придумывать какой угодно регламент. Например, не задавать вопросы, не касающиеся темы мероприятия.
Такие меры вызвали недовольство у профессионального сообщества, и журналисты обратились лично к министру культуры и информации Аиде Балаевой. Она приняла у себя в ведомстве инициативную группу из представителей СМИ, выслушала их замечания, записала и пообещала разобраться. Но в итоге спустя месяц все предложенные нормы благополучно приняли практически без изменений.
Позже министр своё решение объяснила тем, что порой журналисты себя «непристойно ведут». При этом механизма наказания госслужащих, которые могут нагрубить или не ответить на вопросы журналистов, на сегодня пока нет.
Источник: Orda.kz