«ЗА ЛЮБЫЕ СЛОВА — ПОД ЛОЖНЫЙ ДОНОС». ЗА ЧТО ОСУДИЛИ ДАНИЯРА АДИЛБЕКОВА
23 октября, 2024 - 17:06
«ЗА ЛЮБЫЕ СЛОВА — ПОД ЛОЖНЫЙ ДОНОС». ЗА ЧТО ОСУДИЛИ ДАНИЯРА АДИЛБЕКОВА
Автор: Администратор
219

Четыре года шесть месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении средней безопасности – такой приговор вынес 18 октября 2024 года столичный межрайонный суд по уголовным делам в отношении журналиста Данияра Адилбекова.

Спустя три дня после оглашения приговора его мать Гаухар Бушбакпаева в ходе брифинга, прошедшего в Астане, обратилась к президенту страны как к гаранту Конституции за поддержкой и в надежде восстановления справедливости.

В чем обвинили, как вели следствие и за что предали суду журналиста Адилбекова, мы подробно рассказывали в материале «Дело Данияра Адилбекова: от госпремии до скамьи подсудимых».

Если кратко, то Адилбекову вменяют ложность постов, опубликованных на t-канале «Дикая орда». Пострадавших – трое: вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов, глава портала ElMedia Гульжан Ергалиева и директор столичного аэропорта Юсуф Рашед Альджаудер

Про Аккенженова Адилбеков писал, что в его действиях на посту вице-министра наблюдаются коррупционные риски (кстати сказать, нефтетрейдер Ерлан Саудегеров, который, по версии следствия, явился заказчиком материалов про вице-министра и сообщил журналисту ложные сведения, тоже сел на скамью подсудимых, но получил три года лишения свободы условно).

Что касается Гульжан Ергалиевой, то Адилбеков написал, что она получила 15 млн тенге за публикацию интервью с адвокатами Куандыка Бишимбаева, который был обвинен в убийстве своей супруги. А Рашед Альджаудер увидел ложь в словах Адилбекова о том, что он якобы незаконно дает распоряжения и поручения в обход настоящего правления аэропорта.

В итоге Адилбекова признали виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 419 («Заведомо ложный донос») и 274 («Распространение заведомо ложной информации»). Но если статья 274 журналистам и блогерам давно уже знакома, то статья 419, как сказала на пресс-конференции юрист Правового медиа-центра Гульмира Биржанова, – «новая статья в копилке против журналистов, занимающихся расследованиями».

«Гульжан Хамитовна, заказчик — мои личные убеждения», — сказал в суде Данияр Адилбеков в ответ на обвинение в распространении заведомо ложной информации про Гульжан Ергалиеву.

 




Нажмите на фото, чтобы перейти к воспроизведению видео.

Видео PRESS.kz.

«Я мать несправедливо осужденного журналиста Данияра Адилбекова. Обращаюсь к вам, как к гаранту Конституции. Мой сын подвергся пыткам и получил очень незаконное наказание за слова. И сейчас только Ваша поддержка сможет восстановить справедливость и спасти моего сына. Прошу Вашего вмешательства в дело Данияра Адилбекова, осужденного по статье за ложный донос на 4.5 года лишения свободы по заявлению замминистра энергетики Ерлана Аккенженова. Экспертиза не подтверждает ложность текстов, написанных моим сыном. В деле нет состава преступления», — сказала Гаухар Бушбакпаева, обращаясь к Касым-Жомарту Токаеву.

Адвокат журналиста Адилжан Маутканов в ходе того же брифинга отметил ряд юридических казусов, о которых он говорил как в ходе расследования уголовного дела, так и в стенах суда. Но его, похоже, не услышали: приговор вынесли практически сразу после его выступления в суде, что означает: суд не принял во внимание никаких доводов в защиту журналиста.

Между тем, доводы у защитника есть.

«В постах Данияра Адилбекова в отношении вице-министра Ерлана Аккенженова не было ни слова о том, чтобы вице-министра привлекли к ответственности, там говорится о «коррупционных рисках». А это не обвинение в совершении преступления и не просьба привлечь к ответственности, что представляет собой донос. И получается теперь, что если журналист употребит «неосторожно» подобные слова в отношении определенного лица, и этому лицу слова не понравятся – его можно судить за ложный донос», — говорит адвокат.

Более того, по его словам, есть доказательства правдивости слов журналиста:

«О чем писал Данияр Адилбеков? О том, что министерство энергетики несправедливо распределяет между нефтетрейдерами поставку нефти на тот или иной нефтеперерабатывающий завод, что создает неудобства. Об этом же пишет и Агентство по защите и развитию конкуренции(АЗРК). Я взял это заключение с сайта АЗРК, многие СМИ использовали его для публикаций. Но суд не принял его во внимание, Адилбекова осудили за ложь».

Юрист Правового медиа-центра Гульмира Биржанова отметила иной аспект в приговоре Адилбекова:

«Я училась на юриста четыре года, но не понимаю, как статью 419 можно применить за публикацию в интернете. Всегда «ложный донос» — это обращение в правоохранительные органы, когда человек пишет, что было совершено правонарушение (в нашем случае говорится о коррупционном), указывает человека и статью, по которой он совершил преступление. И мы до последнего надеялись, что ложный донос в отношении Адилбекова применяться не будет. Но теперь понимаем, что данный приговор – это дело не только Данияра Адилбекова, это может коснуться каждого – завтра за любые слова вас могут подвести под ложный донос».

В рамках общественной защиты журналиста Правовой медиа-центр готовит открытое обращение к президенту РК и международным организациям и обращается ко всем неравнодушным поддержать его.

«Мое мнение: журналист не представляет такой опасности, чтобы четыре с половиной года находиться в местах лишения свободы», — подчеркнула Гульмира Биржанова.

Сам Данияр Адилбеков заявляет, что намерен доказать свою невиновность, поэтому сторона защиты готовится к подаче апелляционной жалобы.


Данияр Адилбеков в суде. Фото со страницы в FB Айнур Коскиной.

Кроме того, адвокат говорит, что попытается «довести до ума» дело о давлении на его подзащитного в ходе следствия сотрудников КНБ.

Речь идет о том, что в изолятор к Адилбекову приходили следователи КНБ и оказывали на него физическое и психологическое давление.  Дело это, напомним, было прекращено «за отсутствием доказательств». Однако у защиты есть право на обжалование этого решения и через прокуратуру, и через суд.

 

Источник: Respublika.kz