С быстроразвивающимися технологиями и интернетом, который стал доступен практически каждому жителю страны, государству всё тяжелее держать под контролем информационное поле
Тем не менее попытки остановить поток нежелательного контента и ограничить возможности тех, кто его создаёт, не прекращаются – параллельно с финансированием выпуска «правильных» материалов и лояльных СМИ.
В июне в Казахстане отмечался День работников связи и информации. В связи с этим Forbes Kazakhstan посчитал интересным узнать, сколько бюджетных денег тратит государство из года в год на проведение своей информационной политики и поддержку избранных массмедиа.
Оказалось, что в 2017 соответствующие расходы достигли рекордных 44 млрд тенге. Это на 5,25% больше по сравнению с предыдущим годом. В то же время доля этой статьи в бюджете последние три года показывает снижение. Так, в 2017 она составила 0,41%, что является самым низким показателем за анализируемый период. Наибольшее же соотношение расходов на СМИ к бюджету было зафиксировано в 2015 и в 2008, когда составило 0,63%. В 2016 проведение государственной информационной политики обошлось бюджету в 41,8 млрд тенге, в 2015 – в 42,9 млрд тенге, в 2014 – в 39,1 млрд. За 10 лет эта статья вырослав 1,6 раза, при этом расходы самого бюджета увеличились в 3,9 раза.
В июне 2015 неправительственная организация, с 2003 работающая в сфере массмедиа и правовой защиты журналистов, – общественный фонд «Правовой медиацентр» обнародовал данные по самым большим бюджетным суммам, размещенным в казахстанском медиапространстве. Тогда основными получателями «кусков пирога» оказались государственные газеты и телеканалы.
Фонд собирался продолжить работу в этом направлении и систематизировать данные по СМИ, существующим за счет налогоплательщиков. Однако информация о распределении госзаказа между СМИ с того момента сразу стала недоступной под предлогом признания этих данных непубличными. Фонд до сих пор борется за то, чтобы сведения стали доступными, как раньше, но пока результатов не добился.
Следует заметить, что данные по распределению госзаказа в СМИ в России открыто публикуются. Согласно проекту «Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», подготовленному Минфином РФ, из государственного бюджета в 2017 СМИ планировалось направить 70 млрд рублей (около $1 млрд).