Presscenter.kz,
Марина ЛИТВИНОВА, «С пером и шпагой», 4 июня 2006 г., № 5-6
Сергей КИСЕЛЕВ, депутат Мажилиса:
- Мне трудно отвечать за президента, но если им будет наложено вето на эти поправки, то это будет благо для страны в целом.
Гани КАСЫМОВ, лидер Партии патриотов Казахстана:
- Несомненно, мне кажется, потому что он реакционный по своей сущности, запрещающий свободу деятельности предпринимательства в сфере СМИ. Я верю в то, что президент… Он однажды уже, помните, перед медиа-форумом наложил вето на предыдущий закон. Там были подобные статьи, запрещающие и ограничивающие нормы, – это уже повтор. Если же он подпишет, то все равно через год будут пересматривать этот закон.
Ерасыл АБЫЛКАСЫМОВ, мажилисмен:
- Президент один раз уже накладывал вето на закон о СМИ. И я думаю, дважды он на одни и те же грабли… Поэтому, скорее всего, закон будет подписан. Ведь Ертысбаев не сам по себе все это затеял – бороться с влиятельным политиком, лидером партии, депутатом Даригой НАЗАРБАЕВОЙ… Это же очевидно. Значит, скорее всего, закон будет подписан. К сожалению, на первом чтении я отсутствовал, я сразу это сказал, а на втором чтении я голосовал против.
Мурат АУЭЗОВ, директор Национальной библиотеки:
- Я не знаю, я не очень глубоко в контексте этих вещей, но в принципе я считаю, что нужно очень внимательно отнестись на всех возможных уровнях к этим поправкам. Что ж мы будем гадать на картах и на кофейной гуще? Я считаю, что президент должен очень внимательно отнестись к этой ситуации, потому что здесь достаточно острая проблема.
Вера СУХОРУКОВА, мажилисмен:
- Трудно сказать. Но мое личное мнение – такой закон не должен действовать. Потому что он действительно ударит по маленьким газетам, которые работают в регионах и имеют свое мнение. Этим законом местные власти могут их просто зажать. Моя позиция известна, я ее не скрывала – я голосовала против.
Айдос САРИМОВ, заместитель редактора газеты «Жас Алаш»:
- Я думаю, не наложит, а если нет – то это уже будет просто смешно использовать один и тот же прием, который уже использовался пару лет назад. Изначально будет понятно, что это шито белыми нитками. С другой стороны, не накладывать тоже сложно, поскольку наша страна претендует на большие проекты, на председательство в ОБСЕ – принятие такого закона алогично и неэффективно.
Вадим БОРЕЙКО, заместитель главного редактора газеты «Время»:
- Я думаю, да. Потому что дважды этот фокус проходил. Тем более в декабре будет решаться, быть Казахстану председателем ОБСЕ в 2009 году или не быть. Таким образом, как бы «придумывается» потребность, которая потом «удовлетворяется». Так же, как полиция забирает «ни за что» человека в участок, и потом, когда его освобождают, человек невольно испытывает благодарность за освобождение к людям, его задержавшим. Мы помним, как были отменены поправки в закон о СМИ в позапрошлом году, как были отменены поправки в закон об НПО в прошлом году. Поэтому, я думаю, будет использован уже опробованный метод. Но людям думающим, я думаю, уже становится смешно.
Айгуль ОМАРОВА, независимый журналист:
- Рискуя навлечь на себя гнев коллег, скажу, что я не в полной мере разделяю их филиппики в адрес законопроекта, предложенного министерством. Вместо того, чтобы говорить по существу о самих поправках, которые, так или иначе, ограничивают деятельность СМИ в целом, и журналистов в частности, наши коллеги ударились в традиционные «ахи-охи», «всхлипы-вздохи» по поводу того, какой министр Ертысбаев нехороший и что он вводит запрет на профессию и на свободу слова. Но ведь не идет речи ни о запрете на профессию, ни о запрете на свободу слова. Там есть нормы, которые действительно посягают на конституционные права граждан, в том числе и журналистов, и есть положения, которые, так или иначе, вмешиваются в дела собственника.
Мне кажется, что этот законопроект проволокитят. Президент может не наложить вето и отправить его в Конституционный совет для проверки на предмет соответствия его конституционным нормам. А после этого, я думаю, вето не будет наложено. Скорее всего, законопроект тихо спустят и, в конце концов, примут.