На днях в Грузии побывал ряд представителей казахстанских НПО, где их подробно ознакомили с антикоррупционными реформами в стране. Поездка была организована Офисом программ ОБСЕ в Астане.Среди приглашенных фигурировали как государственные органы, так и неправительственные и международные организации, деятельность которых связана с антикоррупционной тематикой, доступом к информации, прозрачностью госбюджетов и открытостью правительства. Одним из таких НПО стал общественный фонд «Правовой медиа-центр», занимающийся в том числе защитой прав журналистов . Его руководитель Диана ОКРЕМОВА рассказала в эксклюзивном интервью «Н», что ее поразило в этой поездке и что из грузинского опыта, по ее мнению, мог бы взять на вооружение Казахстан.
– На что в первую очередь делают ставку грузинские власти в борьбе с коррупцией?
– Главный принцип всех реформ в Грузии – политическая воля плюс здравый смысл. На мой взгляд, именно этого нам и не хватает. На самое важное и принципиальное, что главной ценностью стал человек, его жизнь и его права. Все чиновники, с которыми мы общались в Грузии, в первую очередь говорили об этом. Да, автолюбители могут нарушать правила, но за это предусмотрены адекватные штрафы. Люди совершают правонарушения и знают, что наказание неотвратимо. Знают также, что никакое правонарушение невозможно загладить взяткой. Ни при каких обстоятельствах. Конечно, есть расхожая фраза, что коррупция есть везде. Не буду спорить, поскольку считаю, что коррупция на высоком уровне действительно есть везде, и с этим сложно бороться. Но бытовую коррупцию победить реально, и Грузия – отличный этому пример. В рейтинге Transparency International по восприятию коррупцию Грузия поднялась с 121-го на 42-е место.
– Что вы можете сказать о работе грузинской полиции, которой после реформ периода правления Саакашвили практически полностью удалось избавиться от коррупции?
– Гордость грузинских реформ – патрульная полиция, которая была создана в 2005 году. Одно из революционных решений, которое обсуждается до сих пор – это увольнение всего состава. Это был весьма радикальный шаг, поскольку 13000 людей в один час остались без работы. И за это многие осуждали политику Михаила Саакашвили.
Но принципиально важно было набрать новых молодых сотрудников, у которых НЕ БЫЛО ОПЫТА брать взятки. По словам заместителя директора департамента патрульной полиции Левана Матчавариани, это один из главных факторов успеха. Поскольку если человек привык работать в системе, где берут взятки, то перевоспитать его практически невозможно.
Зарплата сотрудника – от 400 долларов плюс полный соцпакет для него и всех членов семьи, бесплатная мобильная связь и преференции в получении кредитов. Любопытно, что на работу не берут людей с уровнем агрессии выше среднего (проверяется психологическим тестированием). Также стараются не принимать со слишком низким или слишком высоким IQ.
Каждому автовладельцу в январе каждого года начисляется 100 баллов, и они снимаются за каждое правонарушение (помимо штрафов и предупреждений). Если в течение года водитель истратит все баллы, он лишается водительской лицензии до января следующего года как злостный нарушитель. Плюс очень сбалансированная система штрафов, когда давать взятки становится невыгодно, а брать их – стыдно.
Кроме того, мы посетили грузинский автоЦОН. В целом, все очень похоже на наш – можно оформить продажу-покупку машины очень быстро. Тут же сдают экзамен на вождение (я набрала 85 баллов из 100 возможных), получают водительское удостоверение и номер. Сдавать экзамен можно на шести разных языках. Кстати, стоимость «блатных» номеров намного ниже, чем у нас. Ещё одна интересная деталь: в автоЦОНе нет частного бизнеса. Никаких услуг ксерокса, нотариуса и т.п. Нарколога и психиатра тоже нет, медсправку нужно приносить готовую. Практически все автоматизировано. И тоже без коррупции.
– Одной из самых коррумпированных в Казахстане остается система госзакупок. Как в Грузии обстоят дела в этой сфере?
– Опыт Агентства по госзакупкам (структура, которая подчиняется напрямую премьер-министру) очень интересен.
Ежегодно на сайте происходит от 180 тысяч до 250 тысяч транзакций. Любопытно, что система полностью выстроена по европейской системе. Стоимость участия в торгах для поставщиков – 50 лари (чуть более 7000 тенге). Объем закупок в год – 4 млрд лари (около 1,5 млрд долларов). Есть специальная комиссия, которая рассматривает поступающие жалобы от потенциальных поставщиков, в ее состав обязательно входят представители гражданского общества. Самый опасный и сомнительный способ проведения торгов – из одного источника – занимает 23% (у нас – более 70%). Для этого есть 4 вида оснований в законодательстве. В основном это незначительные закупки типа приобретения воды для мероприятий (школы), или, наоборот, крупные закупки министерства обороны.
Через государственные закупки реализуется 30% государственного бюджета, или 10% ВВП. Вся информация, отраженная на портале госзакупок, доступна для всех граждан.
В системе зарегистрировано 4400 заказчиков и 39 тысяч поставщиков, из них 1700 – это иностранные поставщики, из Казахстана в системе зарегистрирован 21 поставщик.
– Как известно, высокопоставленные госслужащие Казахстана обязаны ежегодно сдавать декларацию о доходах. Однако чем владеет тот или иной чиновник, большинство населения не знает. Насколько декларации грузинских чиновников и политиков доступны рядовым жителям страны?
– Один из важных органов – Департамент декларирования доходов. Декларации заполняют все политики, публичные лица, в том числе претенденты на пост судей и кандидаты в депутаты парламента. Также сюда входят члены семьи и все лица, проживающие вместе с декларантом. В общем, около 6000 человек. 10% из деклараций подвергаются мониторингу. В комиссию, которая может инициировать проверку, входят представители НПО и академического сообщества. Важно, что все декларации доступны на сайте любому желающему. Можно посмотреть, какой недвижимостью владеет чиновник, какова его зарплата и т.п. Громких скандалов, связанных с расхождением сумм в декларациях, как оказалось, не случалось. Учитывая, что за неправильно заполненные формы предусмотрены предупреждения и штрафы, нарушать закон мало кто хочет.
– Какие еще организации и учреждения вы посетили в Грузии и что там увидели?
– Мы посетили два НПО – Институт развития свободы информации и Transparency International. Первая организация занимается доступом к информации, повышением прозрачности и подотчетности правительства. В год они отправляют около 9000 писем в госорганы, делают рейтинг самых открытых и закрытых госведомств. У них на счету 18 выигранных судебных дел, а проигранные связаны, в основном, с защитой персональных данных. Несмотря на стремление к открытости, в Грузии есть омбудсмен по защите персональных данных, и это очень охраняемая сфера.
Transparency International работает с 2004 года, имеет несколько филиалов в разных городах Грузии и занимается исследованиями, адвокатированием, оказывает бесплатную юридическую помощь. Несмотря на то, что бытовую коррупцию в Грузии практически искоренили, общественники говорят, что есть другие проблемы: низкое доверие к судебной власти, незаконные случаи участия чиновников в бизнесе, незаконное обогащение. И главное, к чему стремится организация – развитие многопартийности в стране, улучшение процедуры выборов. Кстати, в грузинском парламенте мы тоже побывали. В частности, встречались с представителем оппозиционной партии «Европейская Грузия», который в прошлом был мэром Тбилиси (правящая партия сейчас – «Грузинская мечта»). В Грузии действует однопалатный парламент, состоит из 150 депутатов. 77 депутатов избираются по спискам, 73 – от одномандатных округов. Все депутаты избираются сроком на 4 года. На данный момент грузинский парламент представлен 4 партиями. 116 депутатов представлены правящей партией и 34 депутата представлены остальными партиями.
Депутаты, в частност и, отмечали, что с момента революции количество налогов в стране снизилось с 24 до 6, и это сильно повлияло на улучшение инвестиционного климата и развитие туристической отрасли.
Конечно, нельзя утверждать, что все безоблачно, и коррупция полностью побеждена в Грузии, а все реформы не имели негативных последствий. Но это хороший пример, что не надо бояться изменений, а нужно экспериментировать и стремиться к идеалу.
Позитивный грузинский опыт нужно внедрять в нашу действительность. Для Казахстана сейчас главная цель – улучшить свои позиции в международных рейтингах, в частности, в индексе восприятия коррупции. Улучшение рейтингов положительно скажется на инвестиционной привлекательности, повышении прозрачности госуправления. Кроме того, мы хотим войти в ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), присоединиться к OGP (инициатива открытого правительства), и это обязывает нас улучшать ситуацию в антикоррупционной сфере.
Справка «Н»:
Диана Окремова, директор ОФ «Правовой медиа-центр», журналист с многолетним стажем, медиа-эксперт. Закончила Костанайский государственный университет по специальность «журналистика». Прошла ряд стажировок: по курсу «Экономическая журналистика» в газете «Деловой Петербург», в газете «StarTribune» (Миннеаполис, США), «Эффективный менеджмент» Международного института менеджмента LINK. Работала корреспондентом, редактором в еженедельнике «Наша газета» (Костанай). В качестве собкора в Астане сотрудничала с газетой «Взгляд». Член рабочей группы при парламенте по закону «О доступе к информации», по поправкам в закон «О СМИ» при Министерстве информации и коммуникаций, диалоговой площадки при МИД по человеческому измерению, Экспертного совета Национального центра по правам человека, специальной мониторинговой группы при АДГСПК.
ОФ «Правовой медиа-центр» – это казах станская неправительственная организация, работающая в сфере масс-медиа, правовой защиты и обучения журналистов с 2003 года. Миссия фонда – развитие качественной и профессиональной прессы в Казахстане через комплексное обучение журналистов и продвижение интересов медиа-сообщества. Основная деятельность: комплексное обучение журналистов, студентов, юристов: юридические консультации, представительство в суде, тематические семинары-тренинги, организация стажировок, курсов и мастер-классов, продвижение международных стандартов защиты свободы слова и прав человека, проведение медиа-исследований, развитие эффективного сотрудничества между НПО, СМИ и государственными органами, участие в разработке информационного законодательства.
Беседовал
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО,
фото из личного архива
Дианы ОКРЕМОВОЙ
Источник: