«ОН УСПОКАИВАЕТ, А МНЕ СТРАШНО…»
25 декабря, 2007 - 14:16
«ОН УСПОКАИВАЕТ, А МНЕ СТРАШНО…»
Автор: Администратор
673

Presscenter.kz,




Пессимистические размышления над полным боевого задора интервью министра информации «Казахстанской правде»



Тамара КАЛЕЕВА, "С пером и шпагой"

Если бы я не знала официальной биографии министра культуры и информации г-на Ертысбаева, то, прочитав его последнее интервью в «Казахстанской правде», все равно догадалась бы, что в советское время он был преподавателем истории КПСС. Хотя предположила бы, что лет он весьма преклонных – этак 70-80-ти, когда-то обожал Сталина, потом верил в заговор мирового империализма и внушал студентам, что народ и партия едины.

Но Ермухамет Кабидинович только год назад разменял полтинник. И, кстати, в юбилейном интервью годичной давности в той же подведомственной ему газете он выглядел вполне современным и умным. Правда, его тогдашний собеседник не ограничивался раболепными репликами, как нынешний интервьюер, и Ертысбаев действительно с ним беседовал, а не витийствовал. 

«Ваша газета постоянно рассказывает о позитивных событиях в жизни страны. Если же этим займутся оппозиционные газеты, то президента надо переименовать в генерального секретаря, а вся пресса будет представлять унылую информационную текучку. Плюрализм – основа демократии, – парировал тогда министр провокационные вопросы. – Главная роль и задача прессы – быть эффективным посредником между событиями и аудиторией. Эффективным в том смысле, чтобы граждане имели возможность получать информацию обо всем, что происходит в стране и за рубежом. В основе «правильного» телевизора лежат духовность, внутренняя культура и богатство души редактора и журналистов коллектива той или иной телекомпании». 
Трудно поверить, но в ответ на вопрос, кого он считает героем нашего времени, министр не называл боготворимого им президента, а размышлял вполне по-человечески и, похоже, искренне: «Опять же, что мы подразумеваем под героем? Как раньше, когда нам ежедневно твердили: «в жизни всегда найдется место подвигу»? Сейчас же все грамотные. Найдется с десяток оппонентов и полемистов, которые тут же к месту (или не к месту) приведут слова Галилея из пьесы Брехта: «Несчастна страна, нуждающаяся в героях».

То интервью ноября 2006-го и заголовок имело оригинальный: «И черный дым мне был отраден...». А название нынешней публикации вызывает легкую оторопь своей суконной безапелляционностью: «Нация должна действовать как единое целое». Но душевные и мировоззренческие метаморфозы, которые, возможно, претерпел за год Ермухамед Кабидинович, – это его личное дело. Нас интересует позиция официального лица, члена правительства, министра культуры и информации. И не просто интересует – тревожит. 

Даешь Сталинград?!

Слишком уж много появилось в речи министра информации военной терминологии. Отношения Казахстана с международными партнерами – это, в его трактовке, неравный бой. Мы не просто живем и стремимся к лучшему, нет, «мы находимся в состоянии атаки – идем на прорыв». Далее невольно ожидаешь то ли «Даешь Сталинград!», то ли «Пятилетку – за три года»... 
Естественно, в этой атакующей позиции «либеральные ценности для нас вторичны», а главное, как на войне – сплоченная армия во главе с сильным главнокомандующим, то бишь сплоченная нация во главе с сильным лидером. Все остальное – я не утрирую, это дословно – «либо словесная шелуха, либо то, что раньше называли вредительством».

Вредительством, конечно, занимаются «некоторые наши доморощенные, с позволения сказать, идеологи». Эти самые «с позволения сказать» не хотят убеждать неразумный Запад, что председательство Казахстана в ОБСЕ облагодетельствует объединенную Европу, что однопартийный парламент и бессрочный президент – из серии «мощных демократических подвижек».
К счастью, г-н Ертысбаев – не председатель КНБ и потому не может разработать в своем ведомстве какой-нибудь законопроект о том, чтобы подобных вредителей ссылать на десять лет без права переписки. Но в этом же состоянии повышенной боеготовности воспринимает ныне министр информации и прессу. Слово как таковое теперь для него – «убойная сила», оно «может поразить всю страну». 

Подумаешь, стало растительное масло стоить не 200, а 600 тенге за литр, никто из пенсионеров и не подумал бы волноваться, это СМИ проявили безответственность, посеяли «информационную панику» и вызвали ажиотажный спрос на продукты питания первой необходимости. Министерский вывод: «Любое массово растиражированное слово может стоить суверенитета». 

И это еще не все ужастики! 

Смерть врагам народа!

Как-то в период горбачевской антиалкогольной кампании я записывала речь председателя очередного общества борьбы за трезвость. Товарищ, обязанный по долгу службы ненавидеть пьянство, не решался даже произносить слово «водка» и заменял его эвфемизмом «зелье». Точно так же г-н Ертысбаев называет появление в Интернете неких распечаток якобы телефонных переговоров высших должностных лиц нашего государства «случаем «информационного терроризма». 

Это нам с вами, простым смертным, все видится просто: ну, появилась в общедоступных источниках будоражащая умы информация, то ли липа, то ли нет, кому нужно, пусть проверяют и разоблачают. А государственный муж Ертысбаев воспринимает это «зелье» как предвестие Апокалипсиса: «Это попытка дестабилизации ситуации в нашей стране. И я считаю людей, делающих подобное, соучастниками в исполнении антигосударственных замыслов». 

История подсказывает: дальше нужно скандировать «Смерть врагам народа!»

Не знаю, как медики называют состояние чрезмерной подозрительности и тревожности. Да это и неважно, наверняка с психикой у Ермухамета Кабидиновича все в пределах нормы. Не зря же он пытается решить все проблемы СМИ путем диалога и с помощью закона. Вот, рассказывает, встретился недавно с руководителями оппозиционных СМИ, поговорил, и те согласились соблюдать определенные правила игры. 

Так оно все и было, ни в чем г-н Ертысбаев не погрешил против истины. Зря только добавил: «Все в рамках доброй воли». Точнее было назвать ту беседу «диалог с петлей на шее». Потому что пришли к нему руководители газет хоть и оппозиционных, но отнюдь не свободных: накануне на них дружно обрушились финансовые полицейские, отказались печатать типографии, сайты заблокировали, еще раньше повязали многомиллионными исками. В этих условиях министр предложил: никаких публикаций «случаев информационного терроризма» – и ваши газеты будут жить. Журналисты согласились, куда деваться. 

Министру понравилось, он повторил встречу. И на второй встрече условия ужесточил: не только никаких публикаций «случаев информационного терроризма», но и никаких упоминаний о них, никаких комментариев, словно не существует этих треклятых «случаев» в природе, а в остальном – по-прежнему полная свобода слова и министерское покровительство. 
Увы, переоценил г-н Ертысбаев свое искусство убеждать. В тот же день, когда в «Казахстанской правде» он рассказал об успехах переговоров с оппозиционными СМИ, три издания – «Республика», «Взгляд» и «Тасжарган» опубликовали свое коллективное заявление: «Нет!» – рекомендациям министра информации». Они сообщили читателям, что расценивают рекомендации министра как попытку непозволительного вмешательства в редакционную политику изданий, и заметили, что представителю исполнительной власти указывать СМИ, что про эту власть писать, а что не писать, просто неэтично. 

Что теперь будет со строптивыми газетами, не оценившими великодушие министра, мы, возможно, скоро узнаем. То ли налоговики вернутся, то ли типографии снова не смогут «по техническим причинам» их печатать, то ли еще что – освоенный арсенал велик. А если еще подойти к выбору наказания творчески... Но что бы ни случилось, это, конечно же, будет в рамках закона, благо наши законы предоставляют власти, озабоченной поиском вредителей, неисчерпаемые возможности их практической интерпретации.

Интернету – учет и контроль

Вообще, преданность букве закона в списке жизненных и профессиональных принципов г-на Ертысбаева, судя по всему, на втором месте после преданности президенту. За время его пребывания на посту министра, как любит он это подчеркивать, ни одно СМИ не было закрыто незаконно. И даже закрытые недавно интернет-сайты выгнаны из казахстанской зоны вовсе не потому, что публиковали «случаи информационного терроризма», а только из-за того, что их серверы размещались за границей, «так что никакой политики – закон суров, но это закон». 
Что тут скажешь, красиво звучит, гордо и убедительно. Правда, за границей размещается более половины серверов казахстанских сайтов, в том числе и сервер той компании, которая регистрирует и аннулирует регистрацию доменных имен, но эти детали законопослушный министр опускает.
Нынешнее состояние повышенной ответственности за судьбу нации снова подвигло г-на Ертысбаева на законотворческую активность. В его епархии уже разработаны очередные поправки в закон «О СМИ». Кое-что из них просочилось в общество и этому самому обществу не понравилось. Ну так это же не повод для сомнений в своей правоте – подумаешь, занимаются отдельные горлопаны идиотизмом. Г-н министр так принципиально и ответил на эту, с позволения сказать, критику. 
Однако в том, что касается законопроекта о регулировании Интернета, бдительность усилил. И пусть сам сетовал месяц назад на недостаточную вовлеченность институтов гражданского общества в разработку нормативных правовых актов, все равно ни одно стороннее око не смогло заглянуть в министерский законопроект об Интернете. 
Остается верить тому, что сообщает о нем Ермухамет Кабидинович в «Казахстанской правде». Конечно, признает он, обуздать Интернет нельзя в принципе. Но если исходить из государственных интересов, то можно! И в законопроекте Министерства информации урегулированы ни много ни мало все вопросы казахстанского сегмента всемирной паутины. 
С тем, что регулирование Интернета в Казахстане оставляет желать лучшего, согласна и ОБСЕ. В ее обзоре «Контроль над Интернетом» отмечается, что в Казахстане правила пользования Интернетом «позволяют любую интерпретацию... способствуя появлению «шпиономании» советского образца, когда любая диссидентствующая личность или организация может быть объявлена угрозой национальной безопасности». 

Но, судя по публикации в государственной газете, наш министр не разделяет мнение организации, которой мы все еще не прочь поруководить. Искушение свободой Интернета, считает он, слишком велико, и без руководящей и направляющей роли государства нашим гражданам его не одолеть. 

Снова, как во время прошлогоднего «продавливания» своих поправок в закон «О СМИ», министр ссылается на опыт Франции, США и даже Китая – в колоде мировых держав карт много, всегда можно вытащить нужную. И убеждает, убеждает, убеждает – только учет и контроль, государственное регулирование, уголовные наказания против киберпреступности вообще и кибертерроризма в частности, выработка эффективных мер нейтрализации негативной информации, законодательное исключение определенной проблематики... А в этих рамках, успокаивает г-н Ертысбаев, полный простор и воля. И вообще, если сплотиться и действовать как единое целое, все будет очень демократично.

…Когда-то Лев Толстой отозвался о Леониде Андрееве: он пугает, а мне не страшно. У меня мысли Ермухамета Ертысбаева вызывают реакцию прямо противоположную: он успокаивает, а мне страшно. Думала, живем в мирной, благополучной стране. Оказалось – во фронтовой полосе, почти на линии огня.

=================================================

Законопроект о казахстанском Интернете требует гласности

16 ноября министр культуры и информации Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ сообщил в интервью газете «Казахстанская правда», что в руководимом им министерстве разработан законопроект, «призванный урегулировать все вопросы казахстанской зоны Всемирной сети». По этому поводу фонд «Адил соз» послал Ертысбаеву письмо, в котором сказано: 

«Мы согласны, что правовое регулирование свободы слова и ответственности в сети Интернет – задача чрезвычайно важная и актуальная. Но, к сожалению, ни журналистам, ни общественным организациям, специализирующимся на вопросах функционирования интернет-пространства и трафика информации, ничего неизвестно ни о предмете, ни о субъектах и пределах правового регулирования Вашего законопроекта. Более того, по нашим сведениям, к разработке и совершенствованию этого законопроекта до сих пор не привлекались собственники и сотрудники интернет-изданий и специалисты неправительственных организаций. 

Рады сообщить, что в настоящее время фонд «Адил соз» начал проект по исследованию интернет-пространства Казахстана, целью которого является подготовка предложений по совершенствованию законодательства именно в этой сфере. В соответствии с курсом главы государства на прозрачность деятельности правительства и укрепление взаимодействия государственных структур и гражданского общества фонд «Адил соз» готов предложить свое участие в работе над законопроектом по вопросам регулирования казахстанского сегмента сети Интернет. 

В связи с изложенным убедительно просим предоставить названный Вами проект в форме публикации в одном из СМИ или прямой почтовой рассылкой для изучения и подготовки предложений».