СУШИН ПРОТИВ
9 апреля, 2009 - 18:00
СУШИН ПРОТИВ
Автор: Администратор
837

Presscenter.kz,



Иски на средства массовой информации становятся, можно даже сказать модными. Недавно мы узнали о странной претензии, которую к одной из экибастузских газет предъявила жительница города: женщина потребовала с журналистов материального возмещения за свои страдания, причиненные... информационной неудовлетворенностью

Марина ЕРШОВА, Голос Экибастуза

Читательница осталась недовольна тем, что слоган подписной компании печатного издания "вы будете в курсе всех событий" не оправдал ее ожиданий. Дама уверена, что фраза не соответствует действительности: на страницах еженедельника подписчица не находит информацию "обо всех событиях" и вынуждена тратиться на покупку других городских газет. Кроме того "боль и обиду" вызвали у нее орфографические и стилистические ошибки, которыми, по ее словам, грешит издание. Требования заявительницы таковы: указать все первоисточники взятых из интернета материалов, возместить стоимость годовой подписки и выплатить ей моральный вред в размере 10 000 тенге.
Совсем недавно и нашей газете довелось участвовать в судебном процессе в качестве ответчика: поискать справедливость решил один из героев нашей публикации - экибастузец Канат Сушин. Правда, за свое, по его мнению поруганное достоинство он выдвинул счет посолидней: почти 900 000 тенге!

Предметом иска стал материал "Отпуск придется отложить..." под рубрикой "Нур Отан": борьба с коррупцией", который журналист Марина Ершова написала, побывав на приеме начальника Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Павлодарской области Данияра Тастанова (встречу организовал общественный совет по борьбе с коррупцией при городском филиале партии "Нур Отан"). На этой встрече экибастузцы жаловались главному финансовому полицейскому области на свои беды: одни не могли вернуть автомобили, сданные в ремонт частному мастеру, у других возникли трудности с налоговыми документами. В перечне жалоб была и следующая: "...Заинтересовала Тастанова и еще одна жалоба: ловкий гражданин давал деньги под проценты, а в залог возврата долга требовал недвижимость, о чем оформлял документы нотариально. Через некоторое время он подавал в суд на заемщика и... отсуживал недвижимость в свою пользу. Как утверждают обратившиеся, при помощи такого механизма действий Канат Сушин обманул уже пятерых! Ознакомившись с документами, Тастанов в очередной раз удивился решениям суда -- в пользу Сушина. Пострадавшим посоветовал их обжаловать, финполиции заняться проверкой фактов, в том числе законности действий нотариуса..." ("ГЭ" №30 от 24.07.08).

Сначала от Сушина в редакцию поступила претензия досудебного урегулирования спора, а затем он подал и заявление в суд. Из искового заявления К.Сушина к редакции газеты "Голос Экибастуза": "...В "Голосе Экибастуза" от 24 июля 2008 года были опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию К.Сушина.

М.Ершова голословно утверждает, что Сушин давал деньги под проценты, в залог требовал недвижимость и оформлял нотариально, по договору займа подавал в суд на заемщика и отсуживал недвижимость в свою пользу; что К.Сушин обманул уже пятерых граждан. Эти сведения не соответствуют действительности и порочат мою честь гражданина в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов. Газета порочит достоинство, мою внутреннюю самооценку собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Кроме того задета моя деловая репутация юриста, стажера Павлодарской коллегии адвокатов. Подорвана устойчивая положительная оценка деловых, профессиональных достоинств перед общественным мнением...

Я, как стажер адвоката, не имею права заниматься предпринимательством, а именно давать деньги под проценты -- это незаконно. В данной ситуации я приобретал дом, и в задаток за покупаемый дом, выдал деньги нотариально. А продавец отказался продавать и по закону обязан выплатить двойную сумму задатка...

...Помещение моего имени под рубрикой "Нур Отан": борьба с коррупцией, ко мне не применимо... ...Это прямо или косвенно оскорбляет мое имя, как взяточника либо взяткодателя...".

В перечень нравственных и физических страданий, перечисленных истцом в заявлении, вошли унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, ущербность, состояние дискомфортности, бессонница, переживания, головная боль. Кроме того Сушин "...стеснялся выходить на улицу, боялся встречать знакомых, посещать здание суда по оплаченной стажировке, отвечать на вопросы знакомых, объясняться с родственниками и семьей...".

Моральный вред за перенесенные муки истец оценил в... 895600 тенге.

Естественно, мы вынуждены были внимательней присмотреться к этой истории.

***

Из заявления Кымбат Абдрахмановой в экибастузский филиал партии "Нур Отан": "Прошу вас посодействовать в привлечении уголовной ответственности по факту мошенничества гражданина К.Ж.Сушина. В мае 2007 года в газете бесплатных объявлений "Витрина" я увидела объявление "дам деньги под проценты серьезным людям". Рядом указан номер телефона и имя Канат. Я нуждалась в деньгах, позвонила по указанному номеру. На встречу Канат приехал на Мерседесе с госномером "009". Он узнал, что мне нужно 6000 долларов и спросил, есть ли у меня недвижимость. Я сказала, что владею частным домом в подхозе Горняк. И Сушин согласился дать мне требуемую сумму под 20 процентов в месяц при условии передачи денег по соглашению о задатке -- якобы он покупает у меня дом. Когда я задумалась, он пообещал, что если я погашу долг с процентами вовремя, то не будет переоформлять на себя дом, а соглашение о задатке нужно для гарантии возврат ему долга.

Я собрала необходимые документы, мы встретились у нотариуса, где оформили соглашение о задатке и Сушин передал мне 6000 долларов.
С июня по сентябрь 2007 года в счет долга я отдала Сушину 4200 долларов. С сентября 2007 года у меня не было возможности погасить остаток долга. И Сушин начал накручивать проценты. В марте 2008 года он насчитал мне долг больше, чем 1000000 тенге и сказал, что для того, чтоб остановить дальнейший рост процентов, я должна переоформить дом в подхозе Горняк на девушку по имени Марина...

...Я человек юридически несведущий, испугалась. В марте 2008 года мы оформили договор купли-продажи моего дома на имя Марины, хотя фактически ни Марина, ни Сушин денег, указанных в договоре, мне не передавали... ...В итоге я получила кредит на сумму 6000 долларов, а К.Ж.Сушин в результате получил от меня 4200 долларов наличными и забрал дом в подхозе Горняк, оценочная стоимость которого около 2000000 тенге...".

(Практически с такими же заявлениями в филиал партии "Нур Отан" и непосредственно к главному финполицейскому области обратились гражданки Айтбекова и Коппаева).

Из протокола приема граждан по личным вопросам начальником Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Павлодарской области Д.Тастановым в ЭГФ НДП "Нур Отан":

"...На прием записались граждане Коппаева, Айтбекова. Жалуются на мошеннические действия Сушина Каната Жумадельдиновича, который дает деньги в долг под проценты, помещая объявления в газете. Но в обязательном порядке нотариально оформляет соглашение о задатке. В случае несвоевременной выплаты кредита взимаются высокие проценты, заемщики лишаются жилья и другого имущества.

Поручено Скатову М.Ж. (в тот момент руководитель финполиции г.Экибастуза. -- Авт.) разобраться, привлечь к уголовной ответственности за мошенничество Сушина К.Ж.".
Спустя несколько дней в финансовую полицию поступили заявления о привлечении к уголовной ответственности К.Сушина. Из письма и.о.начальника межрайонного управления финансовой полиции по экибастузскому региону Ш.Курмашова:
"...После приема граждан начальником ДБЭКП по Павлодарской области Д.Тастановым, в отношении Сушина К.Ж. были зарегистрированы заявления от пяти жителей Экибастуза:

"...-- заявление гражданки Айтбековой Ж.К. в отношении Сушина К.Ж. по факту мошенничества: при даче денежных средств под проценты (20 процентов в месяц) в сумме 5500 долларов США, помимо расписки было заключено соглашение о задатке, согласно которого указанная сумма передана Сушиным в виде задатка за покупку недвижимости (двухкомнатная квартира), которую Айтбекова помимо возвращенных ею 6200 долларов, вынуждена была переоформить на Сушина К.Ж...".

В документе говорится еще о трех подобных заявлениях (от гражданок Байбулековой, Коппаевой и Абдрахмановой). А, кроме того, упоминается и заявление от гражданина А.Ибрагимова: "...по факту присвоения 5000 долларов Сушиным К.Ж., которые он получил в качестве оплаты за покупку автомашины марки Мазда-кронус. Сушин К.Ж. выписал генеральную доверенность на имя Ибрагимова А.М., но через три месяца, узнав, что Ибрагимов А.М. не переоформил машину на себя, отменил доверенность и с помощью органов дорожной полиции забрал машину".

Неожиданные результаты дало еще одно наше обращение: оказывается, женщины, которые попали на прием к Тастанову, были не первыми заявительницами на действия Сушина. С жалобой в общественную приемную экибастузского филиала партии, например, обращался член партии Жуматаев: по его словам еще в сентябре 2005 года в отношении Сушина было вынесено судебное решение о взыскании в пользу Куандыка Жуматаева порядка 60 тысяч тенге. В течение трех лет Жуматаев не мог получить с должника свои деньги и обратился за помощью в партийную организацию. Вдаваться в подробности иска по гражданскому делу не будем. Важно то, что человек, который так рьяно отстаивает свое честное имя в суде, позиционирует себя как юриста, стажера Павлодарской коллегии адвокатов, бывшего кандидата в депутаты городского маслихата, оказался должником со стажем!

За без малого три года исполнительного производства "О взыскании с Сушина Каната Жумадельдиновича в пользу Жуматаева Куандыка Магауяновича суммы в размере 60986 тенге", судебные исполнители трижды обращались в ГОВД с просьбой о принудительном приводе должника, направляли материал о привлечении Сушина к уголовной ответственности за злостное неисполнение решения суда (но постановлением ЭГОВД в возбуждении уголовного дела было отказано), в конце концов с него в очередной раз взяли объяснительную, в которой он пояснил, что не владеет никаким имуществом, нигде не работает и возможности исполнить решение суда у него нет, и в марте 2008-го года документ был возвращен взыскателю без исполнения. (В июне 2008 года было открыто новое исполнительное производство о взыскании с Сушина 60986 тенге в пользу Жуматаева).

Но, судя по тому, что Сушин давал задатки за недвижимость, которую, как он утверждал, собирался покупать, то в его распоряжении были суммы, в десятки, а то и сотни раз превышающие долг перед Жуматаевым.
А то, что Канат Сушин баллотировался в депутаты городского маслихата -- это правда. Подняв подшивки, мы нашли предвыборные программы кандидата в депутаты. Глаз зацепился за один из пунктов -- в августе 2007 года (тогда еще исполнительное производство в отношении должника Сушина было не закрыто) в своей программе, в частности, он указал: "Я, как квалифицированный юрист, технический эксперт, готов помочь администрации города, лично акиму в планировании горбюджета и его использовании...".

***

Судебный процесс Сушина против "Голоса Экибастуза" длился несколько месяцев. Суд под председательством судьи Кадирбековой изучил доводы истца, представителя ответчика юриста Натальи Петровны Борей и третьего лица (автора публикации) Марины Ершовой и в удовлетворении исковых требований К.Сушину отказал.
Из решения экибастузского городского суда: "... суд считает состоятельными доводы стороны ответчика о том, что "в материале журналист не сделал никаких личных заявлений, утверждений, идущих непосредственно от журналиста, либо выражающих мнение редакции газеты "Голос Экибастуза", а ссылка "как утверждают обратившиеся" ясно указывает кто именно говорит об обмане, о мошеннических действиях, то есть люди, обратившиеся на официальное мероприятие, и ни в коем случае не журналист; кроме того, протокол данной встречи полностью подтверждает все то, что было написано в газетной публикации, а утверждения обратившихся были озвучены в качестве официального обращения к государственному служащему, непосредственно Д.Тастанову. Согласно ст.26 Закона "О СМИ" "главный редактор, журналист не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если они содержались в официальных сообщениях и документах, если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений представительных органов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан...".

Не убедил суд и довод истца, который заявил, что сведения, распространенные в газете, не соответствуют действительности, потому что в возбуждении уголовного дела по факту мошеннических действий в отношении гражданина Сушина отказано за отсутствием в его действиях состава преступления.

Из решения суда: "...доводы истца не состоятельны, так как на момент опубликования оспариваемого истцом материала, эти процессуальные действия не были приняты...
...При таких обстоятельствах исковые требования истца не обоснованны, поэтому следует отказать в их удовлетворении в полном объеме.".
Решением городского суда Сушина не удовлетворило и он подал апелляционную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Павлодарского областного суда. Однако решение суда было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба истца -- без удовлетворения.

Юрист Наталья Борей, представитель редакции газеты "Голос Экибастуза" в суде:

-- В принципе, мое мнение, мнение юриста, по данному процессу, отражено в решении суда и постановлении коллегии по гражданским делам.
Мне жаль женщин, которые обратились с жалобами в партию -- в эту ситуацию они попали только по своей юридической неграмотности: они шли на все условия и просто не думали о правовой стороне дела. В итоге были заранее обречены на проигрыш, подтверждается решениями суда по их делам.

-- Наталья Петровна, в своей апелляционной жалобе Сушин заявил, что закон "О СМИ" идет вразрез с понятиями законности...

-- Судить грамотность Сушина, как юриста, я не берусь.

Марина Ершова, журналист:

-- На мой взгляд с самого начала было понятно -- все, что было написано в материале было описанием официального мероприятия. Собственно, какой-либо позиции журналиста здесь, в принципе, быть не могло.

Кстати, в судебных заседаниях ни один из свидетелей, на обращения которых ссылались при подготовке материала, не отказался от своих слов...