Президенту Нурсултану Назарбаеву
Председателю Верховного суда Жакипу Асанову
Генеральному прокурору Кайрату Кожамжарову
Депутатам Парламента
В конце прошлого года ОФ «Правовой медиа-центр» обратился в Министерство информации и коммуникаций (МИК) с просьбой предоставить сведения о том, какие СМИ и сколько получили денег из бюджета на реализацию госинформполитики. Ответ МИК был крайне лаконичен: в письме сообщалась только общая сумма (2 млрд тенге).
На повторный запрос чиновники ответили, что детальная информация относится к категории «ограниченного доступа», однако оснований для этого госорган не назвал. При этом протокол итогов конкурса с названиями тематических линий размещен в свободном доступе на сайте министерства. Обращение в канцелярию премьер-министра не дало никаких результатов.
Тогда общественники обратились в суд, указывая, что госорган грубо нарушает закон «О Доступе к информации», ст. 6 которого ясно гласит, что «не подлежит ограничению информация о формировании и расходовании средств из госбюджета». Кроме того, это нарушение принципа транспарентности, который обозначен в Бюджетном кодексе РК.
25 января судья Бекназаров отказал фонду в удовлетворении иска и признал действия МИК абсолютно законными. Мало того, судья отнес информацию о бюджетных тратах к категории «коммерческой тайны», что вызывает большие сомнения в его компетенции. Аргументы МИК выглядели очень туманно и неубедительно. Так, представитель Министерства заявил, что «если люди будут знать, что независимые СМИ получают деньги из бюджета, это понизит их рейтинг и доверие со стороны населения». Очень странным был тот момент, что процесс прошел в закрытом режиме, хотя никаких секретных материалов суд не рассматривал.
4 апреля состоялось рассмотрение апелляционной жалобы, в удовлетворении которой нам также отказали. Аргументы МИК были еще более загадочными: «СМИ ОБРАЩАЛИСЬ К НАМ С УСТНЫМИ ПРОСЬБАМИ НЕ РАСПРОСТРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ, СКОЛЬКО ДЕНЕГ ОНИ ПОЛУЧИЛИ». По этой логике любые получатели бюджетных денег вправе засекречивать информацию о том, сколько денег они получили и на что. Теперь мы готовим кассационную жалобу в Верховный суд и надеемся на торжество закона и здравого смысла. Важно отметить, что подобные решения суда очень опасны, поскольку по сути относят информацию о госраходах к закрытой информации.
А это – явный коррупционный фактор, который значительно тормозит попытки Казахстана присоединиться к авторитетным международным инициативам (например, ОЭСР). Также это дискредитирует программу «5 институциональных реформ» (реформа 5 «Подотчетное государство») и план нации «100 конкретных шагов» (шаги 94-97).
Данный прецедент не способствует повышению имиджа Казахстана на международной арене. Кроме того, явное игнорирование закона сначала Министерством, а затем и судом рождает в обществе нездоровые подозрения и домыслы: ведь если чиновники так рьяно скрывают госрасходы, значит, им есть, что скрывать?
Мы обращаемся к Президенту Нурсултану Назарбаеву, председателю Верховного суда Жакипу Асанову, Генеральному прокурору Кайрату Кожамжарову, к депутатам Парламента с требованием обратить внимание на то, что в казахстанских судах принимают решения, которые ограничивают конституционные права граждан и требованием принять меры — законодательные, административные и другие для исправления этой ситуации.
Мы категорически не согласны с подобным нарушением прав на доступ к информации и призываем вас подписать данную петицию.
http://pana-defenders.info/petitions/trebuemprozrachnostismi2018/