СКАНДАЛЫ, ИНТРИГИ, РАССЛЕДОВАНИЯ: КАК ПРОШЁЛ MEDIA ҚҰРЫЛТАЙ-2024
23 ноября, 2024 - 13:22
СКАНДАЛЫ, ИНТРИГИ, РАССЛЕДОВАНИЯ: КАК ПРОШЁЛ MEDIA ҚҰРЫЛТАЙ-2024
Автор: Администратор
202

В Алматы прошёл Media Құрылтай. От одной сессии к другой информационное пространство всё больше накалялось. Тренды и вызовы аудиторию почти не задели; СМИ на казахском стали увереннее заявлять о себе; на сессии по дезинформации вопросы касались конкретных примеров: не о ядовитых апельсинах и прочей чепухе, а о сокрытии событий Кровавого января; телевидением все были крайне недовольны; но пик эмоций вызвали споры об авторском праве. О войнах мира медиа читайте в репортаже Orda.kz.

Первое слово за США

20 ноября, город Алматы. День в году, когда СМИ говорят не о других, а о себе, начался с важного. 30 лет исполнилось Казахстанскому пресс-клубу. Его президент Асель Караулова поприветствовала участников, передав слово Моник Мосолф, заместителю директора региональной миссии USAID, которая на английском хвалила Казахстан и журналистов. И в конце на русском:

 

«Спасибо», с добродушным акцентом завершила речь Моник Мосолф. 

Первая сессия

Говорили о «трендах и вызовах» и не только. Модератор сессии каждому участнику задавала уникальный вопрос. Начала Диана Окремова, она приготовилась в присутствии вице-министра культуры и информации Каната Искакова обсуждать новый закон «О массмедиа». Директор Правового медиацентра предупредила, что выступает в роли «бабы яги» и будет обращать внимание на плохое. И по пунктам разносила закон.

Вице-министр пробовал отбиваться, а затем ёмко высказался цитатой Бердяева (для самых дотошных читателей: эту цитату также приписывают русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьёву, а конкретно эта формулировка вообще принадлежит российскому политику и генералу Александру Лебедю, но это, конечно, не его оригинальная мысль — прим. ред.):

«Задача государства не в создании рая, а в предотвращении ада»,рассмеявшись, уверил встревожившихся журналистов Канат Искаков.

От Арманжана Байтасова требовали ответа, когда на рынке появится медиабренд Казахстана, который будет таким же сильным, как, например, BBC. Он рассказал, как Forbes пробовали выйти на рынок Узбекистана, но пока проект приостановили.

Из необычного: в диалоге участвовал руководитель Lada.kz Баглан Айдашев. В начале выступления он заметил, что удивлён приглашением регионального СМИ в «алматинскую тусовку», но рад поделиться тем, что у них в регионе происходит.

Категорично и ярко выступил Досым Сатпаев, который раскритиковал любое вмешательство государства. По его словам, любой медиазаказ создаёт искусственных медиагигантов, не способных и не нуждающихся в конкуренции.

Цитата Бердяева (или нет — прим. ред.) от Каната Искакова Досыму Сатпаеву не понравилась.

«Добрым словом и пистолетом вы добьётесь большего, чем просто добрым словом, так что ли?» спрашивает Досым Сатпаев.

Неправильно со слов спикера и то, что правящие круги и политические элиты воспринимают национальную безопасность как собственную и потому стремятся завинтить любые свободы как можно крепче.

Кроме того, Досым Сатпаев предложил правительству Казахстана обратить внимание, что в США, например, задумываются, эффективно ли у них работает правительство? И для этого даже упомянули Илона Маска.

«Насколько в таком случае можно оценивать эффективность работы казахстанского правительства?»заметил Досым Сатпаев.

Финиш сессии отметили разговором о деньгах. Где они и сколько их на рынке медиа, рассказывал Александр Емельянов директор направления ТВ- и радиоисследований.

Когда слушатели сессии уже ёрзали и ждали разрешения идти на кофе-брейк, объявили, что сейчас будут вручать премию имени Михаила Дорофеева. Рассказывали, что жюри было ужасно сложно, но спустя много часов они поняли, что победу нужно отдать Джамиле Маричевой и её проекту Pro.tenge.

Подробно о портрете потребителя медиаконтента на казахском языке рассказывали Риза Иса, шеф-редактор казахской редакции, и Димаш Зиядин, PR-директор KURSIV MEDIA.

Нетворкинг в перерывах между темами проходил оживлённо: в лучах славы купался Вадим Борейко, к которому регулярно подходили фотографироваться не только узнаваемые люди из СМИ, но и студенты.

Разговор о фейках

Дальше разговор пошёл о фейках. Говорили пресс-секретарь департамента полиции города Алматы Салтанат Азирбек, директор РГП «Центр анализа и информации» Комитета информации Министерства культуры и информации Республики Казахстан Михаил Комиссаров, эксперт по дезинформации в области здравоохранения Елена Хегай и Ирина Медникова, специалист по информационной целостности ZINC Network. Ещё один эксперт, который должен был говорить об искусственном интеллекте, не пришёл.

Всё по классике: призывали не верить фейкам, не распространять их, не пить БАДы, не быть антипрививочниками, не строить конспирологических теорий и проверять информацию.

Пучину обсуждений прервали на обеденный час, за трапезой участники собрания разбились на группы и что-то азартно обсуждали.

Пришло время телевидения

Директор телеканала Qazaqstan Болат Мурселим, заместитель председателя правления АО «Агентство "Хабар"» Данияр Менлибеков, генеральный продюсер Satti Media Partner’s Шолпан Батырбаева и управляющий директор «Казахстан РТРК» Айдын Дюсенбайкызы говорили преимущественно на казахском.

Из прозвучавшего на сессии мы узнали, что огромных бюджетов, которые государство выделяет на телевидение, всё-таки мало. Со своих мест представители телевидения заявляли, что если не будут давать больше денег, на которые будут снимать больше казахстанских сериалов, зритель обречён впитывать чужую культуру, в частности турецкую.

А какой-то человек из зала потребовал, чтобы люди пришли в себя. Он считает, что завоёвывать казахстанского зрителя нужно не количеством, а качеством.

«Телеканалы выезжают на одни и те же события, и все получают государственные деньги. Частный канал конкуренцию с ними не выдерживает, никакого роста медиасферы нет и не будет», — заявил он.

Уже на пленарной сессии с представителями телевидения медиабульон стал закипать. Один вопрос из зала прозвучал от родственницы Шамши Калдаякова. Она спросила, почему телеканалы так ужасно поступают с биографией композитора, снимая документальные сериалы о нём. Представители ТВ призвали решать всё в рамках официального запроса.

Финальную часть конференции в кулуарах называли чуть ли не ключевой. Организаторы предложили обсудить авторское право и плагиат в медиа, пригласив журналистов, которые в 2024 году отстаивали свои позиции в судах. 

В суде встречались основатель и главный редактор «Орда Медиа» Гульнар Бажкенова и главред проекта Shishkin_like Дмитрий Шишкин. Этот процесс стал прецедентом для казахстанских СМИ. Конфликт разгорелся из-за публикации. Редакция Orda.kz адаптировала новостной текст с сайта англоязычного издания Foreign Policy и опубликовала его под заголовком «Токаев делает нейтралитет искусством, чтобы уберечь Казахстан от участи Украины — западные СМИ». Однако ранее перевод вышел и в телеграм-канале Дмитрия Шишкина. Он был уверен, что автор публикации на сайте-конкуренте в качестве основы взяла его текст, позаимствовав и личные выводы. Своё негодование он высказал в своём фейсбуке, сопроводив пост оскорблениями в адрес коллеги. Параллельно с этим процессом главред Ratel Media Марат Асипов подал в суд на Orda.kz, обвинив коллег в плагиате и отсутствии ссылок на источник в одном из материалов. 

Дискуссии не вышло

Именно поэтому об этой сессии конференции в перерывах усердно шептались представители СМИ: все ждали шоу. Оно случилось. 

Кроме Гульнары Бажкеновой и Дмитрия Шишкина, в дискуссии принимали участие Марат Асипов (главный редактор, Ratel Media); Карлыгаш Джаманкулова (президент международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»); Татьяна Трубачёва (шеф-редактор KURSIV.MEDIA); Айбар Олжаев (национальный консультант ОБСЕ по вопросам коммуникаций).

Обсуждение главный редактор KURSIV.MEDIA Мира Халина предложила начать именно с судебных разбирательств между двумя руководителями СМИ и журналистами. 

Дмитрий Шишкин заявил, что доказал свою правоту в суде. В связи с этим он пообещал упоминать конфликт с порталом Orda.kz, «потому что эта ситуация решённая». Однако совсем не возвращаться к вопросу не получилось. «Чтобы решать проблему, нужно её признать», — подчеркнул он, перечислив мировые кейсы с плагиатом в СМИ.

«Объём плагиата сейчас в нашей сфере настолько большой, что чуть ли не война всех против всех. Моя позиция такая: должна быть нулевая терпимость к плагиату. Проблема возникает в том числе и в связи с тем, что в СМИ работают сотрудники низкой квалификации. Хотя в материале достаточно делать гиперссылку на источник. Это знак уважения к автору и читателю». 

Марат Асипов сначала рассказал о том, что их медиа разрабатывает специальную программу, которая будет мониторить сеть на использование их авторского контента без упоминаний и ссылок. После чего перешёл к судебным претензиям: 

«Видимо, бог любит Диму. Когда на него выкатили такой безобразный, с моей точки зрения, иск, хотели содрать деньги за оскорбление чести и достоинства, нескольких дней не прошло, и тут происходит прям-таки божий промысел. На Sotreport и "Орде" появляется наш материал слово в слово. Мой корреспондент работал над этим материалом две или три недели. На "Орде" появляется материал за авторством посторонней дамы. Чтобы Диму поддержать, появилось желание подать досудебную претензию. Мы это сделали».

Слово передали главному редактору Orda Media Гульнар Бажкеновой. Её выступление оппоненты молча слушать не смогли. В традициях лучших ток-шоу спикеры беспрестанно вскакивали. Выходили и возвращались. Усаживались в зал, но продолжали выкрикивать с места. Вместе с тем они говорили об уважении к коллегам, принципах чести, общем медиапространстве и внутрицеховой поддержке. В завершение сессии зрители в зале даже сделали замечание коллегам, назвав их поведение некорректным. 

Гульнар Бажкенова напомнила, что сама производит авторский контент, поэтому защита авторских прав для неё не пустой звук. Она уделяет этому большое внимание. Она рассказала о ситуации, которая произошла с текстом c сайта Ratel. Ночной редактор Orda.kz, которая обычно мониторит только оперативную повестку, внезапно опубликовала судебный репортаж с сайта Sotreport.

«На сайте Sotreport был опубликован эксклюзивный материал с фотографиями, без единого упоминания источника. При этом сайт Sotreport никогда не выдавал чужие материалы за свои без каких-либо ссылок. Как получилось, что редактор решил взять статью с Ratel, опубликовать у себя и не дать ни единой ссылки? Откуда наш ночной редактор должен знать, что эта статья Ratel? Она публикует этот материал с гиперссылкой на Sotreport. Через какое-то время мы получаем досудебную претензию от Ratel на 50 млн тенге с уточнением, что мы опубликовали их эксклюзив»,пояснила Гульнар.  

Тут стоит оговориться, что сначала Гульнар Бажкенова в речи упомянула сумму в 58 миллионов тенге. На самом деле, коллеги требовали выплатить в досудебном порядке 15 000 МРП (что составляет 51 750 000 тенге). Это очень слабо походило на попытку решить вопрос мирно. Об этом в своём выступлении сказала и Бажкенова. 

«Всё было организовано таким образом, чтобы мы пошли в суд. Если мы заплатим такую сумму, это нас разорит», сказала главред. 

В этой истории вообще было много странного: Sortreport впервые опубликовавший чужой текст без ссылок, ночной редактор, решивший поставить авторский материал, несоизмеримо крупная сумма в досудебке. В конце Гульнар иронично спросила: «То, что выглядит как подстава, то, что крякает, как подстава, то, что бегает, как подстава: может, это и есть подстава?» Потом, к слову, ссылка у Sortreport на Ratel появилась, но кэш гугла помнит всё.  

Резюмируя, Гульнар Бажкенова призвала разграничивать: «Мы должны понимать, где есть авторское право, а где нет. На информацию и новость действительно нет авторского права. Кто-то умер, кого-то отправили в отставку — об этом всегда кто-то узнаёт первым. Если ты не хочешь узнавать, ты ставишь ссылку, но чаще журналисты копают дальше, ищут подтверждения и подробности».

Глава фонда защиты свободы слова «Адил соз» Карлыгаш Джаманкулова подчеркнула, что их организация умышленно избегала вмешательства в разбирательства в судах между журналистами. «В биологии существует принцип: внутривидовая конкуренция наиболее жестокая», — подчеркнула она. Она призвала частные СМИ поддерживать друг друга, решая спорные вопросы внутри сообщества. Это, по её мнению, позволит сохранить свободный рынок. Она также рассказала о громком судебном кейсе по снимку судебного молоточка. 22 казахстанских СМИ получили иски от VK Media и должны были заплатить за использование этого снимка, находящегося в свободном доступе, в качестве иллюстративного материала. Шеф-редактор KURSIV.MEDIA Татьяна Трубачёва поделилась их опытом защиты авторской эксклюзивной информации и рассказала о подходе в работе с источниками. Часть заметок для сайта пишет искусственный интеллект — это позволяет сократить время работы над простыми текстами и снизить количество заимствований. 

Разбавил горячую дискуссию Айбар Олжаев. Он сказал, что таких сложностей в казахоязычном сегменте медиа нет. «У нас нет таких проблем. Воруют без рерайта, гиперссылок. Воруют и тексты, и фотографии. Есть проблемы с так называемыми шымкентскими сайтами, с которыми даже невозможно найти руководителя. Нет никаких данных или контактов. Где их искать — никто не знает», — с улыбкой сказал он. Он подчеркнул, что пока даже не все главные редакторы казахоязычных СМИ осознают важность проблемы. Большого движения в сторону авторского права в этом сегменте нет, сказал спикер. 

В конце панельной сессии 16-й ежегодной конференции Media Құрылтай модератор Мира Халина процитировала кота Леопольда и призвала коллег жить дружно. Участники даже договорились создать некий медиативный совет, который бы позволил разрешать проблемные вопросы и не доводить дело до суда. Вероятно, эта затея к чему-то и приведёт. Осталось только научиться слушать и не убегать от диалога, даже когда ты не согласен с оппонентом.

P. S.: Вскоре после окончания панельной дискуссии Orda.kz заблокировали все счета. Это было уже после окончания рабочего дня. Оперативность впечатляет.

Авторы: Александра Мохирева, Мария Кравцова

 

Источник: Orda.kz