Пока акимат Алматы всячески пытается запретить митинг и марш фем-движения к 8 марта, активисты и эксперты в голос возмущаются: препятствовать фем-активистам нельзя. Давайте разберемся, для чего вообще нужны акции протеста и зачем люди в них участвуют.
Что мы знаем о мирных собраниях
Митинг, пикетирование, шествие и демонстрация – все это в законодательстве прописано под одним общим названием «мирного собрания». Разве что пикетирование трудно назвать собранием, поскольку пикеты всегда одиночные, но проводить их можно практически везде, а вот использовать аппаратуру нельзя, можно использовать только плакаты. Митинг же проводить нужно в специальных для этого местах, в основном это парки, скверы или площади перед зданиями, в Астане это, например, площадь перед зданием цирка. В отличии от пикета, использовать звукоусиливающую аппаратуру на митинге можно.
Демонстрация от шествия в законе различается наличием транспортных средств, если вы хотите провести демонстрацию, то использовать транспорт можно, но если вы устраиваете шествие, то нельзя. В обоих случаях у вас должно быть определённое время, для этого также есть свои специализированные, разрешённые маршруты. У любого мирного собрания есть своё ограничение по времени: оно не должно начинаться раньше 9 утра и заканчиваться позже 8 вечера. Митинг, пикет, шествие или демонстрацию нужно либо согласовывать с местным исполнительным органом, либо уведомлять о нем. Уведомлять нужно не позднее чем за пять дней до его проведения, а согласовывать за десять.
Почему вам могут отказать
Еще с весны прошлого года фем-активистки борются за право проведения митинга и марша в этом году, но пока все что они получили от акимата Алматы – это 10 отказов. Власти города свой отказ аргументируют законом, а именно статьей 14, пунктом 3: угроза нарушения общественного порядка. Отказать в проведении мирного собрания могут по разным причинам, все они прописаны в законе. Вам могут отказать, если нарушены сроки уведомления, или если в это время на предполагаемом месте проводятся строительно-монтажные работы или другие официальные мероприятия. Последнее же часто используется акиматом, даже если на деле никаких работ и мероприятии не будет и не должно было быть. Такой прецедент произошел с Правовым Медиа-Центром зимой прошлого года, тогда организация посылала уведомление о проведении митинга против законопроекта о масс-медиа акимату Астаны.
В митинге им было отказано, власти города ссылались на 14 статью, а именно 10 пункт, якобы место для проведения было занято. Тогда юристка Гульмира Биржанова и ее коллега Диана Окремова решили проверить, действительно ли площадка для мирного собрания занята в назначенный день. Спойлер: нет. Как оказалось, место было полностью свободно, никаких ни мероприятии, ни строительных работ не было. Юристы Правового Медиа-Центра такое решение посчитали неправомерным и решили обжаловать это решение акимата в суде.
«Несмотря на то, что с нашей стороны было доказано нарушение акиматом процедуры рассмотрения и отказа в проведении мирного собрания, суд отказал нам в удовлетворении исковых требований. Полагаю, что решение суда в большей степени было основано не на праве, а на некой политической составляющей», – рассказывает юрист Правового Медиа-Центра Роман Реймер.
Зачем люди выходят на акции протеста
Для Казахстана мирные собрания нередко заканчиваются неприятными 15 сутками в спецприемнике. Будь ты активист, журналист или простой участник, тяжело предугадать что будет с тобой во время или после митинга. Только в январе на 15 суток были арестованы 4 активиста «Oyan Qazaqstan!», а новый год в специальном приемнике встретили еще два активиста. Все они выходили на одиночные пикеты и акции протеста.
Недавно журналистка Диана Матвеева также провела свой пикет в поддержку марша к 8 марта, до этого свои пикеты провели и другие фем-активисты. Что мотивирует людей выходить на акции протеста в минусовую температуру?
«Я хотела помочь. Для меня очень важный день в году 8 марта и этот митинг, потому что те взгляды, которых я придерживаюсь, это очень важная часть моей жизни. Поэтому я очень хотела, чтобы митинг все-таки прошел и хотела попросить у акимата согласования», – Диана Матвеева.
А вот в декабре активистку «Oyan Qazaqstan!» Боту Шарипжан осудили на 15 суток за участие в акции 16 декабря. Бота вышла почтить память погибших в событиях Желтоксана 1986 года, Жанаозена в 2011 году и Кровавого Января в 2022 году.
«Моя мотивация – нормализовать митинги/пикеты как способ протеста. Никакая демократия не была достигнута ни в одной стране без протестов. Понятное дело, что в странах с авторитаризмом, как в России и в Казахстане пикеты и митинги максимально демонизированы, но своим примером я хочу показать, что нынешняя власть не способна на здоровый диалог и не может поддержать плюрализм мнений», – делится Бота.
Вместе с Ботой в акции участвовал еще один активист – Равкат Мухтаров. Равкат объясняет: право участвовать в любых мирных собраниях есть у каждого:
«Наше право закреплено в конституции, мы должны иметь право выходить мирно, без оружия и собираться. Кроме того, что это право закреплено в конституции, оно является нашим естественным правом для диалога с властью».
Люди выходят на протестные акции для того, чтобы выразить недовольство, собраться с единомышленниками, публично требовать изменений, или как Бота и Равкат — почтить память.
«Я чувствую себя гражданкой нашей страны»: о чувствах
Психологи говорят, что гораздо легче участвовать в митинге, где вокруг тебя много людей и единомышленников. Получается, что выходить на одиночный пикет гораздо тяжелее, ведь ты один.
«Да, действительно, когда митинг большой по количеству людей, он проходит как будто проще. Ты слушаешь выступления других людей, фотографируешь, снимаешь, ходишь, здороваешься со знакомыми, вы кричите какие-то лозунги. Поэтому ты чем-то занят постоянно. Когда ты одна выходишь на пикет, ты просто стоишь со своим плакатом и думаешь о том, о чем думается», – делится журналистка и фем-активистка Диана Матвеева.
Тем не менее тема марша, приуроченного к 8 марта каждый год меняется. В этом году феминистки требуют безопасности всем казахстанским женщинам, поскольку юридически государство адекватно не защищает женщин до сих пор. Это не только про защиту от семейного-бытового насилия, но и про безопасность везде: на рабочем месте, в государственных органах, в сфере образования и в общественном транспорте.
О чувствах
«Чувства мои были простые. Мне было немножко холодно, потому что было -17 градусов. Я стояла и думала о том, что вот вокруг течет какая-то жизнь. Ходят люди, рабочие, сотрудники разных организации, просто прохожие. У них есть свои заботы, а ты стоишь со своим пикетом и их не сильно заботит то, что 8 марта не согласовывают. От этого становится немножко грустно. Ты думаешь, что такие важные проблемы как дискриминация в отношении женщин, насилие в отношении женщин, об этой проблеме говорят не так много людей, как хотелось бы, и она волнует не так много людей, как хотелось бы», – признается Диана Матвеева.
«Я чувствую себя гражданкой нашей страны, со своим голосом и мнением, чувствую свою свободу на выражение чувств. Также я ощущаю причастность к переменам в стране, даже если конкретно мой выход на митинг/пикет ничего не решит сейчас, я знаю, что результат своих действий я увижу только через несколько поколений», – делится активистка Бота Шарипжан.
«Ты чувствуешь единение с людьми, ты чувствуешь, что делаешь что-то важное. Ты взаимодействуешь с пространством вокруг тебя, с людьми, которые вокруг тебя. Чувствуешь какое-то вдохновение, особенно когда собирается много людей», – рассказывает Равкат Мухтаров.
Почему акции протеста важны
Каждый имеет право выходить на мирное собрание, так прописано в 32 статье нашей конституции. Сегодня акции протеста преследуют за собой две цели: быть услышанным государством и открыть глаза людям на происходящее.
«Поскольку выстроить разговор с властью невозможно на практике, это один из способов достучаться до кого-то, не только до властей, но и до жителей города», – считает Бота Шарипжан.
Акции протеста также можно считать обратной связью между властью и народом, так считает и Роман Реймер, юрист Правового Медиа-Центра:
«Реализация права на организацию мирных собраний является важным элементом выстраивания обратной связи между властью и обществом. Поэтому для государства важно создавать инфраструктуру и обеспечивать возможность реализации права на свободу собраний как инструмент конструктивной коммуникации между государством и человеком».
Любое мирное собрание привлекает к себе много внимания, активисты информируют людей о собственных правах, СМИ пишут об этом, а народ понимает: политика – это не что-то абстрактное, это часть каждого нашего дня.
Автор: Даяна Загипарова
Источник: Esquire.kz