По мнению Никоновича, нововведения в основном выгодны государственной компании АО "Казтелерадио" в лице Otau TV. Оборудование отечественного оператора дороже зарубежного, и его абонентская плата больше при меньшем объёме пакетов. Государству, по его словам, проще запретить спутниковые антенны иностранного производства, чем делать коммерчески выгодные условия на спутниковые антенны и ресиверы Казтелерадио.
Разместить отечественные телеканалы в сетях национального оператора стоит дорого. Государство выделяет на поддержку СМИ больше, чем они зарабатывают на коммерческой рекламе. Получается, что через государственные каналы не напрямую финансируется национальный оператор телерадиовещания, который уже получает финансовую поддержку из бюджета.
Согласно проверке Счётного комитета, в 2016 году АО "Казтелерадио" выплатило почти 360 миллионов тенге на премии сотрудникам, что в 21 раз превысило сумму полученного дохода. В 2018 году компания выполнила региональный госинформзаказ на 932 млн тенге, при этом её совокупная прибыль за этот же период – минус 670,9 млн тенге. Убытки сложились из-за хозяйственно-финансовой деятельности компании в 2017 году.
Разработчики нового законопроекта утверждают, что пустые экраны создают неудобства для абонентов. Поэтому предлагается разрешить операторам вместо пустоты транслировать казахстанскую рекламу.
Это предложение удивило Руслана Никоновича, ведь казахстанские телезрители итак не видят чёрных экранов и пустот в эфире вместо зарубежной рекламы. Запрет на её трансляцию начал действовать в июле 2016 года, но почти сразу стало известно, что пустоты будут заменять на социальную рекламу, и первый из таких роликов был презентован в июле 2017 года.
"Это абсолютно непонятная норма, особенно фраза "Чёрные экраны". Никто не видит чёрного экрана. Министерство рассылает кабельным операторам социальную рекламу, которой они заменяют зарубежную рекламу. Это шаг в сторону лобби кабельных операторов. Это новый источник дохода для них", – считает Руслан Никонович.
Казахстанский Медиа Альянс в лице Арманжана Байтасова категорически против того, чтобы операторы могли продавать рекламу на зарубежных каналах.
"Запрет был прогрессивным и в какой-то части помог медиарынку. Да, сейчас бюджеты уже перераспределились, и вопрос стоит не так остро, но всё равно действующий закон менять не стоит. Часть бюджетов с телевидения может перейти в кабель с зарубежными каналами. По большей части речь идёт о российских ТВ, там рекламные бюджеты могут быть существенными", – заявил Арманжан Байтасов.
Фото с сайта dalanews.kz
Телеканалы зарабатывают на рекламе. Кабельщики за счёт дохода от абонентов и телеканалов поддерживают сети распространения и оплачивают лицензию на трансляцию иностранных каналов в своих сетях. Получается, что казахстанские каналы косвенно оплачивают трансляцию иностранных каналов, а зарабатывать на этом будут кабельные операторы, которым перейдёт часть рекламных бюджетов с отечественных телеканалов.
"Операторы хотят получить права СМИ, которые продают рекламу. Это нечестная игра. Отечественным телеканалам невыгодно жить в двойственных условиях. Они платят крупным кабельным операторам, а кабельщики ещё будут получать деньги за распространение рекламы. Зачем рекламодателю платить отечественному телеканалу, если он может пойти напрямую к оператору, который разместит его на иностранном телеканале?" – считает Никонович.
Между тем нерешённым остаётся вопрос о том, будут ли операторы проходить регистрацию и платить за авторские права так же, как и телеканалы.
"Когда заходит разговор о налогах и ужесточении авторского права, кабельщики говорят, что просто являются средой по доставке телеканалов к абоненту. Но в данном случае собираются продавать рекламу, тут стоило бы определиться: вы среда по доставке или вы используете авторский продукт", – высказался Руслан Никонович.
Госорганы будут вмешиваться в работу ТВ и радио
Авторы концепции предлагают дать Министерству информации и общественного развития полномочия напрямую руководить СМИ с государственным участием. В документе сказано, что это должно помочь улучшить контент таких СМИ и повысить их конкурентоспособность.
В законопроекте говорится, что из 149 казахстанских телеканалов всего лишь 8 с государственным участием в уставном капитале. (Согласно перечню отечественных ТВ от 15 февраля 2019 года, который публикуется на портале министерства, в Казахстане 151 телеканал.) Директор общественного фонда "Правовой медиа-центр" Диана Окремова считает, что статистика не совсем верна, ведь на самом деле почти все телеканалы связаны с госинформзаказом, соответственно, фактически государство уже участвует в их деятельности.
Фото Facebook
По словам Окремовой, в некоторых регионах акиматы уже считают телеканалы своими личными PR-службами и не стесняются указывать, как надо работать и что показывать. Инициатива, по её мнению, может усугубить положение свободы слова в Казахстане. Особенно Диану Окремову смущает фраза в концепции законопроекта: "В целях внедрения новых подходов предлагается уполномоченный орган наделить полномочием по принятию решения по деятельности вещания теле-, радиоканалов с государственной долей участия в уставном капитале".
"Какие новые подходы? Каким образом усиление полномочий госорганов может способствовать развитию конкурентосопособности? Это может только гасить свободу слова и делать каналы зависимыми от госорганов. Я считаю, что нашим каналам нужны меры наоборот – им надо дать свободу, а не затягивать ещё крепче шнурки цензуры на их шеях", – рассказывает Диана Окремова.
По мнению Арманжана Байтасова, поставленные государством топ-менеджеры смогут убедить всех, что их помощь эффективна и полезна. У них есть доступ к эксклюзивной информации, чиновникам всех уровней и руководителям отечественных компаний. При этом Байтасов считает, что на популярности частных СМИ это не скажется,
"Нам не обязательно говорить с чиновником, чтобы донести информацию до зрителя или читателя. Если государство тратит деньги на что-то, то вполне разумно, когда государство разбирается со своим хозяйством. Это нормальное отношение к своим финансовым ресурсом. Не стоит удивляться тому, что государство вмешивается в процесс к тем, кто берёт у них деньги", – считает Байтасов
"По-моему, необходимо закрыть госканалы"
Увеличение влияния чиновников на СМИ противоречит политике уменьшения госаппарата и участия государства в экономике, считает Никонович. По его мнению, странно что по инициативе Правительства в частную собственность отдаётся всё, начиная с ископаемых недр и заканчивая парками, парковками и телефонией, но в сфере СМИ всё наоборот. При этом Никонович не верит, что вмешательство чиновников поможет развитию государственных каналов.
Коммерческая организация зарабатывает деньги, а государственная структура осваивает бюджет. На производство или закупку контента госканалы тратят в 5-10 раз больше. У них по KPI нет задачи экономить, если остаются неосвоенные средства, то накажут. Поэтому государственное управление неэффективно. Количество госканалов нужно уменьшать, а в сентябре прошлого года открылся новый и рейтингов он не показывает. По-моему, необходимо закрыть госканалы, а половину из сэкономленных 62 млрд дать частникам, и они сделают в 10 раз больше", – считает Руслан Никонович.
Согласно исследованию портала Factchek.kz, в топ-20 получателей госинформзаказа на портале goszakup.gov.kz в 2018 году вошла только одна частная компания (ТОО "ТРК "31 канал" на 10-м месте). 99,8 закупок было проведено не конкурентным способом из одного источника. При этом 5 государственных компаний из списка в 2018 году были убыточными. Например, региональный телеканал "Жетысу" в 2018 году участвовал в госзакупках на сумму 1,66 миллиарда тенге, при этом оказался в убытке на 118 миллионов тенге за тот же период.
В 2016 году Счётный комитет по результатам аудита выявил, что АО "Агентство "Хабар" в 2014 и 2015 годах подписалонесколько актов выполненных работ на сумму 492,2 млн тенге. При этом, по данным Счётного комитета, фактически агентством приняты услуги по актам выполненных работ на сумму 58,2 млн тенге. А в АО "РТРК "Казахстан" при убыточной деятельности компании в 2008 году работники получили бонусы и премии на сумму 449,3 млн тенге. В 2018 году Счётный комитет вновь провёл аудит АО "Агентство "Хабар" и АО "РТРК "Казахстан", но результаты новой проверки оказались засекреченными.
Региональный госзаказ выведут из системы на два года
Оказалось, что в 35% случаев местные исполнительные органы (акиматы, маслихаты и так далее) работают с республиканскими СМИ, которые ранее уже получали государственный заказ за счёт республиканского бюджета. Способов пресекать практику двойного субсидирования законными механизмами на сегодняшний день не нашли, поэтому предлагается на два года вывести региональный государственный информационный заказ из системы госзакупок. За этот срок планируется разработать единую систему государственной информационной политики.
Это не значит, что государство перестанет финансово поддерживать региональные телеканалы. Но это может значить, что информационный заказ регионального уровня будут ранжировать вне рыночных условий, то есть неконкурентным прямым распределением.
По мнению Дианы Окремовой, система финансирования СМИ в РК непрозрачна, малоэффективна и несёт коррупционные риски.
"Очень боюсь, что в регионах будут использовать опыт Министерства информации, когда победителей в конкурсах независимых СМИ определяет не тендер, а специальная комиссия. С одной стороны, это правильно, поскольку журналистские материалы не должны продаваться как стулья или бумага. С другой стороны, Министерство решило сделать итоги этих конкурсов засекреченными, что нарушает Закон о СМИ и право граждан знать, куда идут их налоги", – рассказывает Диана Окремова.
Окремова считает, что в качестве эксперимента Министерству информации и общественного развития стоило бы лишить все СМИ госинформзаказа на несколько лет.
"Мы бы увидели, кто может работать в рыночной среде, а кто нет. Это была бы хорошая встряска для роста конкурентоспособности", – подытожила Окремова.
СМИ снова будут рекламировать слабоалкогольную продукцию
В СМИ предлагают вернуть рекламу слабоалкогольной продукции (пиво, пивной продукт, вино) в разрешённое время – с 23.00 до 5 утра. В праздничные дни и выходные транслировать такую рекламу будет запрещено. Причём показывать можно будет только бренд и товарный знак такой продукции.
За счёт рекламы и снижения налоговой нагрузки СМИ планируют улучшить качество их контента. Можно предположить, что нововведение поможет и государственному бюджету. Как говорилось выше, расходы на освещение информационной политики превышают весь рекламный рынок Казахстана. Кстати, рынок рекламы последние 4 года был в упадке и только в 2018 году (49,7 млрд) догнал показатели 2014 года (48,3 млрд). Сильнее всего падение наблюдалось в телевизионном и печатном секторах. Если брать расчёты в долларах, то с учётом двух девальваций рынок коммерческой рекламы упал почти в 2 раза – с 269,6 млн в 2014 до 144,4 млн долларов в 2018 году.
Untitled dashboard
Infogram
В январе 2019 года вступили в силу поправки в закон, которые ограничили трансляцию коммерческой рекламы в вечернее время. Также налоговые льготы и возможность размещать рекламу слабого алкоголя ранее появлялись в различных законопроектах, но в какой-то момент предложения отклонялись.
С 2001 по 2005 год в Казахстане уже вводили отмену НДС для СМИ. 1 января 2004 года в СМИ была запрещена реклама алкогольной продукции, за исключением пива, пивного напитка и вина. В январе 2015 реклама алкоголя была запрещена полностью. В последний раз пересмотреть запрет предлагалось в начале 2015, а в конце 2016 года этот вопрос обсуждался в парламенте, но МВД не поддержало инициативу. Если очередное предложение найдёт поддержку, то финансовый приток за счёт рекламы лёгкого алкоголя может позволить СМИ не участвовать в государственной пропаганде, считает Диана Окремова.
Рекламу алкоголя ограничивали с целью уменьшить пропаганду употребления спиртного. Руслан Никонович считает, что реклама – не главный фактор, который влияет на алкоголизм населения. Ограниченная реклама, которую предлагают разработчики, влияет на узнаваемость бренда, что поможет в первую очередь отечественным производителям алкоголя. Это уравняет их в правах с иностранными компаниями, ведь, несмотря на существующие запреты, реклама зарубежного алкоголя всё равно попадает в казахстанский эфир, например, во время спортивных передач или через интернет.
"В законе есть исключение – "кроме спортивных мероприятий". Все понимают, что невозможно транслировать крупное спортивное мероприятие без рекламы и чаще всего это алкогольные бренды. Мы не транслируем, а ретранслируем. На бортах спортивных полей есть реклама алкоголя, и здесь просто невозможно удалить рекламу. Эти иностранные бренды казахстанским каналам деньги не дают. Это иностранный контент, за который мы ещё и платим", – подытожил Руслан Никонович.