САМИ СЕБЕ ВУЗ
2 ноября, 2006 - 13:42
САМИ СЕБЕ ВУЗ
Автор: Администратор
972

Presscenter.kz,



Как в Актобе растят журналистов

Кадровый вопрос измучил всех. Редакторы хватаются за сердце, сетуют, что работать некому - нет достойной смены. Сокрушались по этому поводу и участники Конгресса журналистов.

Татьяна ТРУБАЧЕВА, «С пером и шпагой»

Но пока одни лишь констатируют удручающие факты, другие перешли к действию. Так, актюбинская медиагруппа «Рика» еще три года назад создала Школу молодого журналиста, где и пестует подрастающее поколение. О «кузнице кадров» мы попросили рассказать [/b]Наталью БАНДРОВСКУЮ, президента ТРК «Рика», и Константина ДУБРОВА, исполнительного директора Школы молодого журналиста.[/b]

Наталья Глебовна, почему у Вас возникла идея создания этой школы?

Наталья Бандровская: Жизнь заставила. У меня радио, телевидение, газета. Некому работать ни на радио, ни на телевидении, ни в газете. Поэтому и приходится учить.

А вузы? Они же должны взращивать молодую поросль.

Константин Дубров: Вы когда последний раз разговаривали с выпускниками журфака Актюбинского университета?

Не припомню. Может, и ни разу не разговаривала.

К.Д.: Вот и не разговаривайте.

Почему?

К.Д.: Конечно, там пытаются учить ребят, поднять их на какой-то уровень, но этого не получается. Ведь идея открытия школы возникла тогда, когда мы поняли, что у ребят самая большая проблема с интеллектом. У человека все может быть хорошо с коммуникабельностью, но у него узкий кругозор, низкий культурный уровень.

Н.Б: Я по образованию преподаватель русского языка и литературы. Я вижу, что они все приходят безграмотные. Они не могут даже написать грамотный текст, бегущая строка идет с ошибками. Это говорит о том, что журфаки выпускают очень слабые кадры.
А как вы справляетесь с этой задачей? Как у вас проходит обучение?

К.Д.: Мы решили выстроить обучение таким образом. Журналистскую базу преподаю я, объясняю, кто такой журналист, его цели и задачи. Базой являются два пособия – Дэвида РЭНДАЛЛА «Универсальный журналист» и Джорджа КРЫМСКОГО «Пособие для журналиста», и, конечно, тот опыт, который наработала наша ТРК. Дальше определяем, кому что нравится - радио, телевидение, газета. И уже с «определившимися» работают опытные наставники. Мы же обучаем и операторов, и видеоинженеров, и «звукачей», и диджеев, и ведущих, словом, у нас столько специальностей, сколько нам надо, и такие, по которым нигде не готовят. С журналистами проводим семинары, что-то вроде сократовских бесед, берем тему, разбираем ее «от и до». Затем теоретический материал закрепляем на практике. Словом, мы основную ставку делаем на наставничество. В нашем вузе этого нет, там преподают люди, давно оторвавшиеся от журналистики, получилось, что старая школа развалилась, а новая не сформировалась.

И каков результат?

К.Д.: Каждый год по объявлениям приходит 60-100 человек. Мы просим их написать эссе о себе, о своих взглядах на жизнь. Если вы прочитаете эти сочинения, то сразу увидите, кто как пишет, кто что из себя представляет. Потом проводим собеседование, психологические тесты и так далее. После отборочного конкурса остается человек 20. Бывает, берем ребят закомплексованных, некоммуникабельных, тех, кто не может писать, но может отлично добывать информацию. Потом мы его учим писать в течение года, а то и двух. В общем, на выходе из школы у нас остаются единицы. Но это наши кадры, мы их обязательно трудоустраиваем.

Школа платная?

К.Д.: Бесплатная.

Кто-то спонсирует?

К.Д.: Да никто не спонсирует, в субботу, в воскресенье, в будни после работы обучаем ребят.

А Вы, Наталья Глебовна, довольны результатами, выпускниками этой школы?

Н.Б.: Я так скажу. У нас есть школа менеджеров. Если из 15 поступивших остаются работать двое, я счастлива. Двое - это уже результат. Школа журналистов в прошлом году у нас выпустила троих, один пошел на телевидение, другой - на радио и третий - в газету. Это тоже результат. Но зачастую ученики нашей школы уезжают в столицы, потому что они востребованы, потому что они обучены, во-первых, имеют за плечами свое базовое образование – филологическое, журналистское, какое-либо еще, во-вторых, нашу школу и практику в нашей ТРК.

Как вы думаете, другим регионам стоит воспользоваться вашим опытом?

Н.Б.: А что им делать? Вот, допустим, нам нужны хорошие русскоязычные и казахоязычные дикторы. Где этих дикторов выучить, чтобы - «ах!», чтобы зритель сел и не захотел на другой канал переключаться? Где? Нужно годами самим учить человека говорить. На вуз мы не надеемся. Наш журфак этим летом лишали лицензии, потом вернули, потом, вроде, опять забрали. Там некому преподавать. Наши девочки, которые у нас учились, преподают практику на факультете журналистики. Наши молодые девчонки, которые имеют по одной-две программы, уже востребованы, причем они востребованы больше, чем кто-либо еще. Поэтому и приходится самим учить.