Presscenter.kz,
Мария КОРОЛЕВА, «С пером и шпагой»
Мы продолжаем публиковать мастер-классы для журналистов. Тема нынешнего урока ж инфляция. Одна из «вечных» тем в наших журналистских материалах. Она ж в числе самых популярных из-за своей актуальности для всего общества, и она же ж в списке самых проблемных из-за своей сложности, поскольку нам, журналистам, преимущественно с гуманитарным складом ума, порой очень трудно продираться через экономические нюансы.
Урок вновь проводит Министерство экономики и бюджетного планирования.
Термин «инфляция» (от лат. inflatio) буквально означает «вздутие».
Инфляция ж это переполнение каналов обращения бумажными деньгами, сопровождающееся их обесценением, и повышение общего (среднего) уровня цен в экономике.
Возникает инфляция в силу различных факторов. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц (монетаристская инфляция), и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса (стагфляция), и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.
Во время инфляции происходит обесценивание денег по отношению к золоту, товару и иностранной валюте.
Два типа инфляции…
В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции. Первый ж это инфляция спроса, когда экономика работает как бы выше уровня полного использования всех производственных ресурсов, при этом возникает ситуация кратковременного завышения оценки обществом товаров и услуг, произведенных из имеющихся ресурсов. Проще говоря ж слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров.
Второй тип - это инфляция издержек, когда при росте цен объем производства сокращается. Причины возникновения инфляции издержек в различных странах зависят в значительной степени от фазы экономического развития, места, занимаемого страной на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране.
Если уровень цен будет расти быстрее, чем номинальные доходы в обществе (то есть доходы, выраженные в деньгах), то реальные доходы снизятся (кстати, реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на полученные номинальные доходы).
Понятно, что от инфляции больше всего страдают люди, получающие относительно фиксированные номинальные доходы (например пенсионеры). Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции, если рост их номинальных доходов опережает рост цен в экономике. Следовательно, в результате инфляции в обществе происходит перераспределение реальных доходов.
От инфляции страдают владельцы сбережений, так как с ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений, отложенных на «черный день», уменьшается.
Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами: она приносит выгоду получателям кредита, так как они берут в долг деньги с большей покупательной способностью, а возвращают кредитору обесцененные инфляцией деньги. Отсюда значительный рост номинальных процентных ставок в условиях сильной инфляции при падении реальных процентных ставок. Наконец, инфляция приводит к дезориентации экономических агентов из-за нестабильности информации о рынке.
…и три вида
В зависимости от величины роста цен принято делить инфляции на три вида:
ползучую, когда среднегодовой темп прироста цен не выше 5-10% (характерна для промышленно развитых стран, т.е. небольшое, умеренное обесценивание из года в год);
галопирующую - при среднегодовом темпе прироста цен от 10 до 50% (представляется ростом цен сотнями процентов в год. Контракты составляются с учетом темпов инфляции. Психология населения претерпевает значительные изменения. Люди стремятся защитить свои сбережения от инфляции. Наблюдается ускоренная материализация денег. Обычно процесс галопирующей инфляции возникает вследствие продолжающейся необдуманной денежно-кредитной политики).
Третий вид - гиперинфляция ж когда рост цен превышает 100% в год (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50-процентный рост цен в месяц).
В мировой статистической практике применяются различные методы и приемы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели.
Исходя из сущности инфляционных процессов, в западных странах предлагается как метод изучения инфляции непосредственно измерять избыточный объем бумажных денег. Однако, как отмечают сами авторы этого метода, вся количественная неопределенность, связанная с категорией «избыточного бумажно-денежного обращения», ведет к условно-ненадежным результатам.
В некоторых странах принято измерять обесценение бумажной валюты страны путем сопоставления возросшего уровня цен с более низким их уровнем, выраженным в более прочной валюте другой страны. Хотя такой подход дает весьма условные и неточные результаты и к тому же труден для расчета.
Предлагается также количественно оценивать обеспечение денег с помощью золота. Но такой метод неприемлем в условиях нефинансовых предприятий.
Индексный метод
Для оценки влияния инфляции как на макроэкономические показатели, так и на результаты финансовой деятельности предприятий используется индексный метод.
Индексы ж это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Однако с применением этого метода возникают проблемы со способом расчета индексов, методикой статистики цен для построения и корректировки индексов, отбором базовых показателей за период, охваченный анализом, пересчетом выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, используя соответствующий индекс цен.
Одним из распространенных индексов является индекс роста Паше, когда первая сумма делится на вторую, а результат умножается на 100 для представления индекса в виде процента. Однако данный метод лишен избирательности и улавливает любое повышение цен, хотя далеко не всегда оно является инфляционным, также совсем не реагирует на скрытое повышение цен, происходящее в результате ассортиментных сдвигов в структуре товарного предложения и незначительных изменений качества продукции.
Наиболее широко используемым в рыночной экономике показателем инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ) на основе формулы Ласпейреса для отношений цен к базовому периоду. Однако при таком расчете существует проблема завышения роста стоимости жизни и уровня инфляции.
Для того чтобы измерить влияние инфляции на экономику страны, необходима информация о валовом внутреннем продукте, национальном доходе, основных капиталах, себестоимости реализованной продукции, затратах из госбюджета на здравоохранение, образование, армию и так далее, основных производственных фондов на начало и конец года, запасах оборотных средств, объемах капитальных вложений и других показателях. Необходимы также данные о занятости населения по категориям в разных отраслях, общая численность населения и другие сведения.