ПРОЩАЙ, «ИНФОРМБЮРО»?
7 сентября, 2007 - 14:02
ПРОЩАЙ, «ИНФОРМБЮРО»?
Автор: Администратор
716

Presscenter.kz,



В начале недели в редакцию обратился наш коллега, журналист с «31 канала», с вопросом – не нужны ли нам корреспонденты в редакцию. На наш вопрос, а что случилось-то, он грустно сказал: «Так ведь «Информбюро» закрывают!» Оказывается, в медиасообществе усиленно циркулируют слухи, что жить популярной новостной программе осталось совсем немного – до заключения сделки с россиянами. После продажи (цитируем): «информационную программу обрежут и отдадут на ТРК «Тан», сам «31 канал» станет сугубо развлекательным, а Арманжан Байтасов уже не будет его президентом».

Анатолий ИВАНОВ, Евгения ПЛАХИНА "Республика"

Понятно, мы не могли пропустить мимо ушей такую информацию и решили провести свое собственное расследование. 

Зачем СТС новости?!

Естественно, первым делом мы решили узнать, что думают о возникшей ситуации те, кто изнутри знает о том, что происходит на канале. 

Генеральный продюсер программы «Информбюро» Виктор КЛИМОВ на наш вопрос – отразится ли сделка с «СТС Медиа» на работе «31 канала» в целом и новостной программы в частности – ответил так:

- По-моему, это очевидные вещи. СТС – это развлекательный канал, его сердцевина сконцентрирована вокруг развлечений. А сердцевиной «31 канала» всегда была информация. Канал, скорее всего, изменится в пользу развлекательного формата.

А что будет с программой «Информбюро»?

- С «Информбюро»… Вы знаете, в связи с этим было сделано сообщение, что она будет выходить в сокращении. Если раньше мы выходили с высоким циклом, то сейчас, по всей видимости, останутся какие-то итоговые выпуски. Но опять же, я в этом не уверен, вам лучше всего это обсуждать с руководством. 

А на Ваш взгляд, формат самих новостей изменится?

- Мне кажется, да. Но я не знаю. Я думаю, что я к этому отношения уже иметь не буду. 

Если измениться формат новостей, что станет с журналистами?

- Журналисты останутся работать. Если кого-то не устроит переформатирование, они уйдут. Если кого-то устроит, они будут продолжать работать. Это выбор каждого. 

Не нужны, выходит, нашему рынку информационные программы?

- Я не знаю, можно ли обобщать случай с СТС и делать проекцию на весь медиарынок. Но, по всей видимости, информационные программы не нужны. Не нужны такие новости, которые рассказывают о событии и дают возможность прозвучать максимальному количеству взглядов и мнений. По всей видимости, это не ко времени сейчас. 

Почему не ко времени?!

- Вы знаете, это долгий разговор. По всей видимости, это происходит потому, что меняется политический формат государства, а государство пытается контролировать в этой ситуации медиа и, соответственно, меняет формат медиа. Политический формат меняет формат средств массовой информации. Я думаю, что у нас практически все они контролируются государством – напрямую или опосредованно. За исключением горстки газет, вот как ваша, например. 

Смотрите, кто пришел

Для тех, кто раньше не интересовался компанией «СТС Медиа» мы собрали небольшое досье. Как выяснилось, ее родоначальником официально считается гражданин США Питер ГЕРВИ. Это его Story First Communications, зарегистрированная в штате Делавэр, в 1998 году запустила телекомпанию СТС. Позже, в 2005-м, Story First Communications была переименована в «СТС Медиа», а в 1999 году более 25% акций компании приобрела российская «Альфа-Групп». 

Любопытно, что «Альфа-Групп» в свою очередь принадлежит зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании ABH Financial Ltd, в которой основными бенефициарами являются Михаил ФРИДМАН (36% акций), Герман ХАН (23%), Алексей КУЗЬМИЧЕВ (17%) и Петр АВЕН (14%). 

Но вернемся к «СТС Медиа». В 2002 году у руля этой компании встал продюсер и совладелец украинского телеканала «1+1», созданного на базе УТ-1, Александр РОДНЯНСКИЙ. И здесь стоит заметить, что совладельцем канала «1+1» он стал не без помощи украинского олигарха Вадима РАБИНОВИЧА (того самого, который помогал Александру МАШКЕВИЧУ продвигать блок «АИСТ» на парламентских выборах 2004 года – ред.), о чем сам Роднянский рассказал в интервью одной из украинских газет (цитата):

Кто финансировал ваши идеи?

– Я уговорил подключиться к этому проекту Бориса Фуксмана. В ходе… мы случайно оказались в доме у Вадима Рабиновича. Между делом он поинтересовался, чем занимаюсь я. Я нехотя рассказал ему о своем проекте. Но Вадим отреагировал моментально: в течение 15 минут организовал встречу с Зиновием Куликом (министр информации Украины во времена Кучмы – ред.)…»

Сегодня Роднянскому как президенту холдинга, к которому относятся сеть телеканалов «СТС» и канал «Домашний», принадлежат 4% акций. По сравнению с «Альфа-Групп» (26,49%) и еще одним крупным акционером – шведской компанией Modern Times Group (39,8% акций) это ничто. Можно предположить, что в силу этого Роднянский, скорее всего, лишь номинально определяет политику вещания. 

Что касается упомянутой выше Modern Times Group, то она является второй по географии покрытия телесетью в Европе. Возможно, очень многие удивятся, узнав, что такие известные казахстанцам телеканалы, как «ДТВ», «ТВ-1000», VIASAT Explorer и VIASAT History, непосредственно принадлежат шведскому концерну. И ни один из них, впрочем, как и СТС с «Домашним», не был замечен в освещении политических событий в какой-либо стране.

Но Роднянский, Modern Times Group и «Альфа-Групп» – не единственные акционеры «СТС Медиа». Есть у сети каналов «СТС» еще один малоприметный, но очень влиятельный акционер. Это известная в Казахстане компания Access Industries. По нашей информации, в марте текущего года корпорация Леонарда БЛАВАТНИКА приобрела 67% акций из почти 10-процентной доли в «СТС Медиа» у фонда Baring Vostok Capital Partner, известного в Казахстане своими совместными проектами с банком «Каспийский». 

Кто музыку заказывает, тот и танцует

Учитывая состав основных учредителей «СТС Медиа» и заявление самой компании о контроле до 60% рекламных денег «31 канала», можно практически не сомневаться в том, что в казахстанском телеэфире грядут большие, если не громадные перемены. Ведь кто музыку заказывает, тот и танцует, тем более если уполномоченные органы не возражают. 

Ермухамет Кабидинович, как бы Вы прокомментировали появление среди акционеров «31 канала» российской медиагруппы «СТС Медиа»? Не идет ли это в противовес Вашей доктрине об информационной безопасности Казахстана?

- Надо исходить из действующего Закона «О средствах массовой информации». В нем прямо указано, что на казахстанских телеканалах имеют право присутствовать иностранные учредители, но не более чем в размере 20%. Все! Поэтому они имеют право вести переговоры с кем угодно. Задача министерства – зафиксировать момент покупки акций и проследить, чтобы не был превышен установленный барьер. А так, любой канал может привлечь иностранного инвестора, в том числе и государственный телеканал, с точки зрения капиталов, менеджмента, технологий, кадров, передачи опыта. Это нормальное явление. Во всем мире так происходит. Но не более 20%! Это во-первых. 

Во-вторых, насколько я понял из интервью Байтасова, сейчас речь идет только о намерениях. То есть сама продажа этих 20% пока не произошла. Во всяком случае мы, как уполномоченный орган, пока не получили ничего – ни заявок, ни документов на новую регистрацию СМИ. 

А Вы сами, к примеру, как телезритель, приветствуете приход «СТС Медиа» на казахстанский телевизионный рынок?

- Это уже мои личные пристрастия и вкусы, которые пусть уж лучше останутся при мне.

От редакции

Вот такая вырисовывается ситуация. На первый взгляд, обычная сделка. Но, похоже, – со многими двойными днами. Во-первых, удивляет сумма, которую собираются заплатить за 20% акций самой телекомпании «31 канал» и большинство акций в аффилированных компаниях – всего 65 миллионов долларов. Когда в российской прессе впервые заговорили о возможности подобной покупки, называлась совершенно другая сумма – 130 миллионов долларов, что, согласитесь, в два раза больше. Или медиахолдинг «31 канал» не стоит этих денег и продавцам пришлось делать скидку в 50%, или часть оплаты решено провести мимо налогообложения, или пропавшие 65 миллионов придут иным путем.

Во-вторых, непрозрачна и аномально искривлена сама сделка: почему-то 20% акций «31 канала» дали «СТС Медиа» право на 60% экономического интереса в создаваемой группе компаний «31 канал». Возможно, что утерянные выше 65 миллионов долларов будут вкачаны в качестве инвестиций и таким образом повлияют на распределение долей в совместном предприятии? Пока на этот счет больше вопросов, чем ответов. 

В-третьих, непонятно, почему нынешние собственники медиахолдинга «31 канал», каковыми традиционно считаются управляющий делами президента РК Булат УТЕМУРАТОВ и президент холдинга Арманжан БАЙТАСОВ, вдруг решили продать свои активы. Понятно, что это – личное дело каждого из них, но вопросы все-таки возникают.

Кстати, обратите внимание, что продажа медиахолдинга «31 канал» последовала сразу за лишением Дариги Назарбаевой контроля над медиахолдингом «Хабар», принудительным изъятием у Рахата Алиева «Коммерческого телевизионного канала», закрытием принадлежавшей им газеты «Караван» и информагентства «Казахстан Тудей». 

Не исключено, что следующими будут «Комсомольская правда – Казахстан», «Известия – Казахстан», «Аргументы и факты – Казахстан», контроль над которыми общественное мнение приписывает Тимуру Кулибаеву. 

Но это пока только предположения, основанные на оценке имеющейся у нас информации. Более подробно о том, что происходит вокруг «31 канала», мы расскажем в готовящемся к печати очередном номере газеты «С пером и шпагой!».