ПРОЕКТ ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВОПРОСАМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
9 июня, 2006 - 14:51
ПРОЕКТ ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВОПРОСАМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
Автор: Администратор
845

Presscenter.kz,



Статья 1. Внести дополнения и изменения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 Г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 Г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 Г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 2 23, ст. 171; 2004 Г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 Г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; Закон Республики Казахстан от 10 января 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления», опубликованный в газетах «Егемен Казахстан» 19 января 2006 г. и «Казахстанская правда» 17 января 2006 Г.; Закон Республики Казахстан от 16 января 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам введения уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей», опубликованный в газетах «Егемен Казахстан» 24 января 2006 г. и «Казахстанская правда» 26 января 2006 Г.; Закон Республики Казахстан от 16 января 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях», опубликованный в газетах «Егемен Казахстан» 28 января 2006 г. и «Казахстанская правда» 31 января 2006 Г.; Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства», опубликованный в газетах «Егемен Казахстан» 15 февраля 2006 г. и «Казахстанская правда» 14 февраля 2006 Г.; Закон Республики Казахстан от 2 марта 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия торговле людьми», опубликованный в газетах «Егемен Казахстан» 10 марта 2006 г. и «Казахстанская правда» 11 марта 2006 года):
в статье 342:
в части четвертой:
абзац первый после слов «тематической направленности» дополнить словами «, главного редактора (редактора), адреса редакции, периодичности выпуска»;
абзац второй изложить в следующей редакции:
«влечет штраф на должностных лиц в размере сорока месячных расчетных показателей, на собственников средств массовой информации, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства - в размере двухсот месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства в размере тысячи месячных расчетных показателей с приостановлением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации на срок до трех месяцев.»;
дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:
«5. Действия, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания,
влекут прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.
б. Невыполнение собственником средства массовой информации условий по обеспечению размещения обязательных резервов и их использованию в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Казахстан,
влечет штраф на должностных лиц в размере двухсот месячных расчетных показателей, на собственников средств массовой информации, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства - в размере четырехсот месячных расчетных показателей, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства - в размере тысячи месячных расчетных показателей.».
2. В Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., №11-12, ст. lб8; 2002 г., № 6, ст. 73,75; № 19-20, ст. 171; 2003 г., №1-2, ст. 6; № 4, ст. 25; № 11, ст. 56; № 15, ст. 133, 139; № 21-22, ст. 160; № 24, ст. 178; 2004 г., № 5, ст. 30; № 14, ст. 82; № 20, ст. 116; № 23, ст. 140, 142; № 24, ст. 153; 2005 г., № 7-8, ст. 23; № 21-22, ст. 8б, 87; Закон Республики Казахстан от 23 декабря 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лицензирования и консолидированного надзора», опубликованный в газетах «Егемен Казахстан» 5 января 200б г. и «Казахстанская правда» 30 декабря 2005 г.; Закон Республики Казахстан от
1 О января 200б г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банкротства», опубликованный в газетах «Егемен Казахстан» 18 января 200б г. и «Казахстанская правда» 19 января 200б г.; Закон Республики Казахстан от 1 О января 200б г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления», опубликованный в газетах «Егемен Казахстан» 19 января 2006 г. и «Казахстанская правда» 17 января 2006 г.):
Статью 61 дополнить пунктом 9-1 следующего содержания:
«9-1. Сбор за постановку на учет средств массовой информации». дополнить главой 76-1 следующего содержания:
«Глава 76-1. Сбор за постановку на учет средств массовой информации Статья 425-1. Общие положения
1. Сбор за постановку на учет средств массовой информации (далее ¬
сбор) взимается при постановке на учет средства массовой информации, а также при получении дубликата документа, удостоверяющего постановку на учет (далее - постановка на учет).
2. Постановка на учет осуществляется уполномоченным органом в области средств массовой информации (далее - уполномоченный орган) в порядке и случаях, установленных законодательным актом Республики Казахстан.
Статья 425-2. Плательщики сбора
Плательщиками сбора являются физические или юридические лица, создающие средства массовой информации, подлежащие постановке на учет в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан.
Статья 425-3. Порядок исчисления, уплаты сбора и возврата
уплаченных сумм
1. Сумма сбора исчисляется по ставкам, установленным Правительством Республики Казахстан, и уплачивается до подачи соответствующих документов в уполномоченный орган.
2. Сумма сбора вносится в бюджет по месту постановки на учет.
3. Возврат уплаченных сумм сбора не производится, за исключением случаев отказа лиц, уплативших сбор, от постановки на учет до подачи соответствующих документов в уполномоченный орган.
При этом возврат производится после представления плательщиком документа, выданного уполномоченным органом, подтверждающим непредставление указанным лицом документов на осуществление постановки на учет.».
3. В Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. «О средствах массовой информации» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 21, ст. 771; 2001 г., № 10, ст. 122; 2003 г., № 24, ст. 175; 2005 г., № 13, ст. 53; Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства», опубликованный в газетах «Егемен Казахстан» 15 февраля 2006 г. и «Казахстанская правда» 14 февраля 2006 г.):
в статье 1:
в подпункте 3) слово «полугодие» заменить словами «три месяца»; в подпункте 4) слово «год» заменить словом «полугодие»; статью 1 дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
«6-1) обязательные резервы - деньги, принадлежащие собственнику средства массовой информации на праве собственности или полученные в кредит и размещаемые в банках второго уровня на территории Республики Казахстан на основании договора банковского вклада (депозита) на условиях выдачи вклада (депозита) по первому требованию (вклад до востребования) и используемые ими в соответствии с требованиями, установленными
настоящим Законом;»;

статью 6 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Собственник средства массовой информации должен иметь обязательный резерв не менее 5000 месячных расчетных показателей.»; дополнить статьей 6-1 следующего содержания:
«Статья 6-1. Обязательные резервы
1. Обязательные резервы формируются физическими или юридическими лицами, претендующими на получение свидетельства о постановке на учет средства массовой информации, в размерах, установленных настоящим Законом и размещаются в .банках второго уровня на территории Республики Казахстан на условиях вклада (депозита) на основании договора, заключаемого банком с клиентом и при условии выдачи вклада (депозита) по первому требованию (вклад до востребования).
2. Физическое или юридическое лицо обязано обеспечить размещение обязательных резервов в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности.
В случае если обязательные резервы получены физическим или юридическим лицом в кредит в банке второго уровня, то к заявлению о выдаче свидетельства о постановке на учет средства массовой информации прилагается кредитный договор, оформленный в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности.
Срок действия таких договоров не может быть менее пяти лет.
3. Обязательные резервы могут быть использованы исключительно в случае возмещения морального вреда, причиненного распространением в средстве массовой информации сведений, ,порочащих честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц.
4. В случае если сумма обязательных резервов окажется ниже размера, установленного настоящим Законом, собственник средства массовой информации обязан в течение тридцати рабочих дней со дня такого снижения пополнить обязательные резервы до размера, установленного настоящим Законом.
5. Собственник средства массовой информации представляет справку в уполномоченный орган о наличии и движении денег на вкладах (депозитах) составляющих обязательные резервы не реже одного раза в шесть месяцев.»;
в статье 10:
дополнить пунктом 2-2 следующего содержания:
«2-2. При постановке на учет средства массовой информации, их переучета, а также получении ими дубликата свидетельства о постановке на учет взимается сбор в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан.»;
в пункте 3:
в подпункте 1) слово «территории» дополнить словами «либо сходно до степени его смешения с названием ранее созданного средства массовой информации;»
дополнить подпунктами 4) и 5) следующего содержания:
«4) если не уплачен сбор за постановку на учет;
5) если собственником не представлен документ, подтверждающий наличие резервного капитала.»;
в пункте 3-1 слова «шести» и «года» заменить словами «трех» и «шести месяцев» соответственно;
пункт 2-2 после слов «тематической направленности» дополнить словами «, главного редактора (редактора), адреса редакции, периодичности выпуска» ;
в статье 11:
пункт 1 дополнить подпунктами 6) и 7) следующего содержания:
«6) фамилия, имя, отчество главного редактора (редактора);
7) адрес редакции.»;
в части второй:
в абзаце первом слова «документ, подтверждающий» заменить словами «нотариально заверенная копия документа, подтверждающего»;
абзац второй изложить в следующей редакции:
«для юридических лиц - нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, учредительных документов.»;
дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания: «документ, подтверждающий оплату сбора;
нотариально заверенная копия документа, подтверждающего наличие обязательных резервов;».
3. В Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. «О лицензировании» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 3-4, ст. 37; № 12, ст. 88; № 14, ст. 93, № 15-16, ст. 109; № 24, ст. 162, Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 8-9, ст. 236; 1997 г., № 1-2, ст. 8; № 7, ст. 80; № 11, ст. 144, 149; № 12, ст. 184; № 13-14, ст. 195, 205; № 22, ст. 333; 1998 г., № 14, ст. 201; № 16, ст. 219; № 17-18, ст. 222, 224, 225; № 23, ст. 416; № 24, ст. 452; 1999 г., № 20, ст. 721, 727; № 21, ст. 787; № 22, ст. 791; № 23, ст. 931; № 24, ст. 1066; 2000 г., № 10, ст. 248; № 22, ст. 408; 2001 г., № 1, ст. 7; № 8, ст. 52, 54; № 13-14, ст. 173, 176; № 23, ст. 321; № 24, ст. 338; 2002 г., № 2, ст. 17; № 15, ст. 151; № 19-20, ст. 165; 2003 г., № 1-2, ст. 2; № 4, ст. 25; № 6, ст. 34; № 10, ст. 50, 51; № 11, ст. 69; № 14, ст. 107; № 15, ст. 124, 128, 139; 2004 г., № 2, ст. 9; № 5, ст. 27; № 10, ст. 54; № 14, ст. 82; № 15, ст. 86; № 16, ст. 91; № 17, ст. 98; 2005 г., № 7-8, ст. 23; № 11, ст. 37; № 14, ст. 55, 58):
статью 1 О дополнить подпункт 12) следующего содержания:
«12) по оказанию типографских (полиграфических) услуг.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации»

Необходимость подготовки законопроекта вызвана несколькими группами основных причин.
Страна, пройдя первый самый сложный этап модернизации, вступила в качественно новый этап развития. Тем более перед ней стоит задача вступления в число 50-ти конкурентоспособных стран мира.
Все это, безусловно, повышает требования ко всем сегментам гражданского общества. Средства массовой информации, как самый чувствительный из них, также меняются.
При этом показательно, что хотя рынок отечественным масс-медиа и развивается динамично, в последние годы на информационном поле страны происходят новые и вместе с тем противоречивые процессы, требующие, прежде всего, законодательного регулирования.
Экстенсивный путь развития казахстанских СМИ привел к тому, что в стране официально поставлено на учет около 7 тыс. СМИ. Из них постоянно действуют 2,5 тыс. масс-медиа. Отмечаем, что реальным влиянием на массовое сознание имеют порядка 200-250 периодических печатных изданий различного уровня. При этом газет с высоким общереспубликанским рейтингами влияния и того меньше.
В целом перед обществом стоит проблема снижения уровня общественного доверия к СМИ.
В этой связи возникла необходимость принятия действенных мер путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан. Так, законопроектом предлагается:
во-первых, за выдачу свидетельства о постановке на учет средства массовой информации взимать сбор в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. При этом в подзаконном акте, предполагается предусмотреть дифференцированный подход к установлению ставок.
Анализ международной практики показал, что в ряде стран за регистрацию средств массовой информации взимается сборы. Так, в Украине, Российской Федерации за регистрацию СМИ заявитель обязан произвести оплату, в Испании обязательная регистрация изданий регулируется специальным законом, принятым 23 декабря 1957 года, в соответствии с которым все издания должны быть зарегистрированы так называемым правовым депозитарием.
Согласно Закону о печати Франции, прежде чем начать свою деятельность любая ежедневная газета или другое СМИ должны в прокуратуру при прокуроре республики направить декларацию, содержащую название газеты, способ публикации, имя, место жительства директора издания, указание типографии, где она должна печататься. Об ее получении выдается квитанция, которая и является основанием для издания СМИ;
во-вторых, в соответствии с внесенными дополнениями в статью 7 Закона «О средствах массовой информации» гражданам, признанными судом недееспособными, имеющими на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке, иностранцам либо лицам без гражданства запрещается занимать должность главного редактора (редактора). С учетом этого, при изменении главного редактора (редактора), адреса редакции и периодичности выпуска, выхода в эфир законопроектом предлагается осуществлять переучет, также в целях устранения пробелов законодательства, выявленных при осуществлении процедуры постановки на учет, снятии с учета и прекращения деятельности средств массовой информации проектом вносятся ряд уточняющих положений;
в третьих, учитывая актуальность проблемы исполнения решений суда о возмещении морального вреда за распространение сведений, ущемляющих права и законные интересы, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию физических и юридических лиц с собственников средств массовой информации, законопроектом предлагается внести изменения в действующее законодательство в части:
1) расширения перечня сведений, указываемых в заявлении о постановке на учет и прилагаемых к заявлению документов;
2) осуществления учета средств массовой информации только при наличии у собственника СМИ обязательного резерва.
Кроме этого, законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в некоторые законодательные акты:
в Кодекс об административных правонарушениях в части урегулирования вопросов наступления ответственности собственников СМИ при осуществлении средствами массовой информации деятельности без переучета в случае изменения главного редактора (редактора), адреса редакции, периодичности выпуска, за невыполнение условий по обеспечению размещения обязательных резервов;
в Налоговый кодекс в части установления сбора за постановку на учет средства массовой информации;
в Закон «О лицензировании» в части перевода типографской (полиграфической) деятельности в лицензируемый вид деятельности.
Принятие законопроекта «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации» не повлечет дополнительных финансовых расходов.

Премьер-Министр
Республики Казахстан Д. Ахметов