

Президенту Республики Казахстан
г-ну ТОКАЕВУ К.К.
Открытое обращение гражданского общества Казахстана в связи с приостановкой статуса страны в Инициативе Прозрачности Добывающих Отраслей (ИПДО)
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Обращаем Ваше внимание на системную проблему, сложившуюся ввиду второй по счету приостановки членства Казахстана в ИПДО.
В ходе Вашей личной встречи с Председателем Международного правления ИПДО Хелен Кларк 11 декабря 2024 года (Глава государства принял председателя правления «Инициативы прозрачности добывающих отраслей» Хелен Кларк — Официальный сайт Президента Республики Казахстан) было подтверждено намерение страны оставаться приверженной принципам ИПДО. В этой связи мы выражаем обеспокоенность повторной приостановкой статуса и надеемся на конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами по разрешению этой ситуации.
Напомним, что Казахстан является участником ИПДО с 2007 года, выпустив 16 отчетов и получив международное признание за внедрение онлайн-отчетности в 2016 году. Более того, с 2013 по 2018 годы, Казахстан был признанным региональным лидером в Центральной Азии, имея статус страны со значительным прогрессом, включив в том числе регионы в процесс раскрытия данных по социально инфраструктурным проектам, финансируемых добывающими компаниями.
Однако с 2019 года начался постепенный системный спад по исполнению ИПДО, акиматы «самоустранились» из общего алгоритма обеспечения прозрачности своих взаимоотношений в рамках социального инвестирования добывающими компаниями. Параллельно шел процесс торможения и постепенного сворачивания интереса со стороны правительства и уполномоченных органов центрального уровня. Национальный совет заинтересованных сторон (НСЗС) утратил качество своей регулярности: начиная с 2022 года его заседания практически не проводятся, профильное ведомство минимизировало свои контакты с гражданским обществом, являющимся одним из ключевых субъектов НСЗС.
Общая ситуация привела к перебоям предоставления национальных отчетов ИПДО вкупе с резким снижением их качества, что в феврале 2023 года привело к приостановке членства Казахстана в связи с несвоевременной публикацией Отчета о реализации ИПДО по решению Международного Правления ИПДО. К сожалению, в 2025 году эта ситуация повторилась – Отчет ИПДО за 2022 год не принят НСЗС из-за крайне низкого качества и несоответствия требованиям Технического Задания и Стандарта ИПДО.
Значение ИПДО для становления Нового Казахстана
Приостановка статуса – это тревожный сигнал для страны как в международном репутационном плане, так и с позиций устойчивости инициированного Вами курса трансформации страны на принципах Справедливого Казахстана, который мы полностью разделяем и поддерживаем.
Срыв Казахстаном исполнения своих обязательств в рамках ИПДО наносит комплексный ущерб по всем направлениям строительства Справедливого Казахстана, а именно:
- Подрывает курс на возврат незаконно полученных активов и реализацию соответствующего Закона, позволяя нераскрытым бенефициарам оставлять в тени значительный сегмент своих ресурсов, которые могут быть использованы в ущерб национальной безопасности и внутриполитической стабильности;
- Сужает возможности бюджета, усиливая теневую экономику, коррупцию и препятствуя воплощению задуманных Вами социально-экономических реформ, снижая доверие общества к проводимой политике и ограничивая возможности государства;
- Создает репутационные издержки глобального уровня, ухудшая рейтинги страны и снижая доверие к ней со стороны международных инвесторов, подрывая Ваш курс на перезагрузку инвестиционной политики и превращение Казахстана в лидера инвестиций региона;
- Ослабляет геополитический авторитет Казахстана, нанося урон выбранному курсу укрепления нашей страны как средней державы\middle power: рычаги ИПДО являются серьезным компонентом обеспечения регионального лидерства страны, ее закрепления в качестве уважаемых партнеров мирового сообщества;
- Сокращает окно возможностей страны в продвижении повестки ЦУР ООН, поскольку соблюдение Стандарта ИПДО соответствует всем 17 целям устойчивого развития, влияя на каждый аспект реализации экономической, социальной и экологической компонент ЦУР;
- Нарушает целостность усилий страны в продвижении к стандартам Организации ФАТФ и перспективам вступления страны в ее систему, блокируя механизмы финансовой прозрачности и подотчетности обществу, размывая вектор на борьбу с финансированием терроризма, отмывание преступных доходов;
- Препятствует преодолению сырьевой зависимости страны, осуществлению энергоперехода, реализации курса на высокотехнологичную экономику знаний;
- Дискредитирует курс внутренней политики на укрепление Слышащего государства: в процессе диалога заинтересованных сторон по продвижению ИПДО голос гражданского общества остается неуслышанным и невостребованным;
- Нарушает ключевой принцип Справедливости распределения доходов в обществе, воплощения Нового общественного договора и оказывает негативное влияние на строительство социального государства, каким стремится стать Казахстан под Вашим руководством.
С учетом вышеизложенного, является ли случайной сложившаяся «техническая» ситуация с двукратным нарушением Казахстаном своих обязательств в рамках ИПДО – серьезный вопрос, на который важно обратить самое пристальное внимание и установить реальные причины этого.
Если же остановиться на «технических аспектах» вопроса – речь идет о необходимости усиления работы по реализации международных обязательств и прозрачности в добывающем секторе. Казахстан имеет богатый опыт в этом направлении, и для сохранения доверия международных партнеров и гражданского общества важно своевременно публиковать отчеты и обеспечивать их качество.
Таким образом, ключевые вопросы, требующие внимания:
Своевременная публикация национальных отчетов ИПДО
Национальный отчет за 2020-2021 годы не был опубликован в установленные сроки, а отчет за 2022 год до сих пор не завершен. Приостановка статуса Казахстана как страны, реализующей ИПДО, означает, что страна на данный момент не выполняет своих обязательств по прозрачности добывающего сектора, и если так будет продолжаться, то рано или поздно это приведет к исключению страны из Инициативы. К сожалению, мы наблюдаем, как правительство в течение ряда лет игнорирует обращения гражданского общества: встречи по ИПДО проводятся реже одного раза в год, и гражданское общество фактически лишено возможности обсуждать важные вопросы управления добывающим сектором страны. Правительство потеряло место в Международном правлении ИПДО, не выполняет требования международного Стандарта ИПДО и Кодекса о недрах РК раскрывать содержание контрактов и лицензий.
Финансирование и качество отчетности
Необходимо обеспечить достаточное финансирование изготовления национального отчета ИПДО для соответствия международным стандартам прозрачности. Усиление механизмов консенсусного принятия решений в рамках Национального Совета Заинтересованных Сторон (НСЗС) позволит повысить доверие всех сторон к отчетности.
Прозрачность в контексте устойчивого развития
Казахстан взял на себя обязательства по реализации Целей Устойчивого Развития ООН (ЦУР), в том числе, по ЦУР №16 – «Мир, справедливость и эффективные институты», которая предусматривает доступ к информации и прозрачное управление государственными ресурсами. Обеспечение прозрачности доходов от добывающей отрасли играет ключевую роль в реализации программы «Национальный фонд – детям», направленной на справедливое распределение доходов страны.
Важность продолжения работы в рамках ИПДО
Казахстан традиционно демонстрирует высокий уровень вовлеченности в международные инициативы, направленные на укрепление прозрачности и подотчетности. Мы убеждены, что восстановление статуса страны в ИПДО является важной целью, способствующей общественному согласию и повышению международного имиджа страны.
Мы выражаем надежду, что данные вопросы будут учтены и станут основой для конструктивного взаимодействия всех сторон.
Прозрачность добывающего сектора – это не просто требование международных стандартов, это право каждого гражданина Казахстана!
Мы требуем реальных реформ! Мы требуем подотчетности! И поддерживаем Ваши усилия в направлении построения справедливого, прозрачного и благополучного общества, важным инструментом которого является глобальный стандарт ИПДО.
Подписали:
Члены Национального Совета Заинтересованных Сторон ИПДО от гражданского общества:
Каиржан Абдыхалыков
Шолпан Айтенова
Виталий Колточник
Павел Лобачев
Дмитрий Полтаренко
Татьяна Седова
А также
Данила Бектурганов – модератор диалоговой площадки ИПДО
Мария Лобачева - член Международного Правления ИПДО,
Светлана Ушакова - представитель гражданского общества, участвующего в имплементации ИПДО