ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЛАГИАТОРОВ,
14 сентября, 2007 - 13:52
ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЛАГИАТОРОВ,
Автор: Администратор
646

Presscenter.kz,



или Как научить журналистов «Экспресс К» работать

Кризис жанра иногда посещает всех журналистов. От акул пера до головастиков. Ну, муза пролетела мимо на этой неделе. Ну, звезды не так по небу раскинулись. Бывает. В такие дни журналисты хандрят, одни ищут «истину в вине», другие возвращаются к заезженным темам, пытаясь в сотый раз написать страшную правду о кладбищенских привидениях. Но особо талантливые отправляются путешествовать по Интернету или штудируют «вражескую» прессу. Зачем?

Тимур АЗАМАТ, "Взгляд"

Чтобы слямзить идею, тему или даже целый материал. Потому как «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». А еще лучше продать чужую. И получить за нее гонорар. Кушать-то всегда хочется. А работать - нет.

На этой неделе порадовал своими талантами ежедневник «Экспресс К». Некто Арман Сулейменов во вторник поведал читателям о том, что псы-людоеды бродят по Алматы. Все бы ничего, но автор взял материал журналиста Олеси Щелковой «В районе Алматинского городского акимата бродят собаки-людоеды», опубликованный в нашей газете на прошлой неделе на первой полосе, и, выбросив добрую половину, поставил под ним свою фамилию. Оно, не скроем, приятно. Ведь «Взгляд» - издание молодое, без году неделя, так сказать. А уже вон как: газета с историей, уходящей в глубь веков, публикует наши материалы. Да не где-нибудь на последней странице, в рубрике типа «бу-га-га, аффтар жжот», ну это там, где их шеф-редактор вирши свои ваяет, а на первой полосе! 

Арман, нам, в общем-то, не жалко. Пусть ваша газета хоть все наши материалы перепечатывает. Только имя автора и издание надо сохранять. Нам будет приятно, и реклама какая-никакая, а вам не привыкать. Иногда бывает, что человек хочет быть журналистом, но пока не может. На помощь приходят более опытные коллеги. Специально для Армана Сулейменова я решил провести мастер-класс с элементами анализа. 

Итак, что мы имеем

«Взгляд»: Трагедия произошла в ста метрах от городского акимата и недалеко от резиденции президента. Защищая своего питомца от своры обезумевших псов, женщина поплатилась собственной жизнью. Собаки изгрызли ее так, что родственники не смогли опознать тело. Идентификация тела проходила по зубам и шраму. 

«Экспресс К»: Ранним утром в центре Алматы, в ста метрах от городского акимата, стая бродячих собак насмерть загрызла 70-летнюю женщину. Бешеные псы изувечили свою жертву так, что родственники не смогли опознать ее. Идентификация тела проходила по зубам и приметному шраму.

Арман, ты (можно на «ты», как художник к художнику?), похоже, хотел придать своей заметке элемент журналистского расследования. То есть побыть на месте. Поговорить с участниками события. Это правильно. Но нужно было пообщаться с соседями, а не с собаками. Соседи могли рассказать что-то новое. А ты решил обследовать зверей. Наверное, брал анализ крови. А иначе как ты определил, что псы заражены бешенством? 

К особой примете - шраму, по которому жертву опознавали родные, ты добавил эпитет «приметный». Это работает, если ты получаешь гонорар за количество строк. Тогда можно было написать, например, «по отчетливо выделяющемуся шраму от аппендицита, до которого псы не смогли добраться своими отвратительными зубастыми мордами с горящими глазами, в которых светились безумие и жажда крови».

«Взгляд»: Раиса Андреевна Десятова работала дворником в КСК «Пограничник». По словам соседей, жила скромно с маленькой собачкой по имени Чип. В то утро она, как всегда, вышла из дома в пятом часу, чтобы выгулять пса. 

«Экспресс К»: Раиса Десятова работала дворником в КСК “Пограничник”. Жила она скромно, деля свой нехитрый быт с маленькой собачкой по кличке Чип. В то трагическое утро Раиса Андреевна, как всегда, вышла из дома в пятом часу утра, чтобы выгулять своего песика. О том, что случилось дальше, можно только догадываться.

Тут стоит тебя похвалить. Полет авторской мысли - «делила нехитрый быт с маленькой собачкой»: ты правильно применил дедуктивный метод, смекнув, что дворничиха по определению не может вести хитрый быт, как, например, участие в коррупционных преступлениях, в фальсификации итогов голосования или прожигание жизни в ночных клубах. Но можно было добавить что-нибудь об отношениях собачки и хозяйки. Вытянуть строк на двадцать. А вот фраза «о том, что случилось дальше…» не уместна. Потому что догадываться журналист не должен. Он должен собрать максимум информации и на ее основе делать материал. Ну разве что предположить что-нибудь на основании фактов. А тут и догадываться нечему. Женщину загрызли собаки. Это очевидно. Другой вопрос: как это произошло? Тут ты можешь выдвигать авторские версии. 

«Взгляд»: По словам соседки Ирины Дробышевой, в пять утра она проснулась от громкого лая собак: «Создалось такое впечатление, что их там около двадцати. Такой лай стоял, аж жутко было. Я тоже дворником работаю, как и Раиса Андреевна. Выхожу на участок к восьми часам утра. Обычно мы с ней встречаемся, в это время она уже с работы идет. Ей в феврале 70 лет исполнилось, но выглядела она намного моложе. На работу выходила очень рано, где-то в пять часов, вот и заканчивала к восьми. А в этот раз мы ее потеряли. Нигде не было. Только собачка ее бегала вокруг дома и выла…». 

«Экспресс К»: По словам соседки Ирины Дробышевой, именно в пять утра она проснулась от истошного лая собак количеством не меньше двадцати особей. Дробышева, как и Десятова, работает дворником, выходит на участок к восьми часам, когда Раиса Андреевна уже заканчивала убирать свою территорию. Обычно в это время они и встречались по пути. Но в это утро Ирине Дробышевой не удалось свидеться с коллегой. Только Чип бегал вокруг дома и страшно выл.

В детстве ты, Арман, явно увлекался фантастикой. Для придания мистического ореола соседке ты наделил ее какими-то экстрасенсорными способностями. Ну что это: «она проснулась от истошного лая собак количеством не меньше двадцати особей»? Как она, проснувшись, определила количество этих самых особей? Ты бы еще их по половому признаку разделил. У Олеси же четко написано, что Ирина Дробышева сказала: «создалось такое впечатление». 

Далее, с чего ты взял, что Чип страшно выл? А может, жалобно? Или громко? Истошно? Тоскливо? Он же не собака Баскервилей, а всего-навсего маленькая дворняжка. 

«Взгляд»: По словам Ирины Ивановны, они были в шоке от увиденного. Опознать тело родственники не смогли. «Лицо было полностью съедено, - говорит соседка. - Работники морга смогли определить, что это Раиса Андреевна только по зубам и шраму, оставшемуся от аппендицита. Нам рассказали, что ее нашли в арыке. Помимо того, что женщина была загрызена, у нее еще обнаружили переломы пяти ребер и черепно-мозговую травму. А в руках она крепко сжимала палки, видимо, пыталась обороняться. Наверное, стая собак напала сначала на Чипа, она решила его спасти, а ей уже помочь никто не смог. Хоронили Раису Десятову в закрытом гробу. Страшно смотреть было, что сделали с ней эти собаки…» 

«Экспресс К»: То, что они увидели, повергло их в шок. Лицо жертвы было полностью съедено, работники морга смогли идентифицировать Раису Андреевну лишь по зубам и шраму от аппендицита. Помимо того, у нее были обнаружены переломы пяти ребер и обширная черепно-мозговая травма.

Десятову нашли в арыке неподалеку от городского акимата. Даже после смерти она не выпускала из руки палку, которой, видимо, пыталась обороняться от собак. Скорее всего, стая бродячих псов сначала напала на Чипа, и Раиса Андреевна бросилась на защиту своего питомца. Ей же уже никто на помощь не пришел. Даже Чип...

Хоронили Десятову в закрытом гробу. Страшно было смотреть, что сделали с ней бешеные псы.

Арман, ты немного мультфильмов в детстве смотрел? Я насчет Чипа, который на помощь хозяйке не пришел. Понимаю, что ты хотел вызвать жалость у читателей, но получилось как-то надменно, цинично. Как будто ты вспомнил мультфильм про двух бурундуков «Чип и Дейл спешат на помощь». 

В общем, дружище, как говорил Владимир Ильич, нужно учиться, учиться и учиться. А потом работать, работать и работать. Это уже я от себя добавил. Может, и нескромно, но ты поймешь. По всему видно, что от скромности тебе не суждено погибнуть.