Presscenter.kz,
Назгуль Сулейменова, (г. Петропавловск)
К примеру, чтобы попасть на совещание в акимате либо другое официальное мероприятие, недостаточно иметь журналистское удостоверение. Департаментом внутренней политики составляются списки приглашенных журналистов, и не включенные в него, а значит, неугодные на мероприятие не допускаются.
По словам Анны Полстяновой, юриста Фонда поддержки региональных СМИ «Адил арка» (г. Петропавловск), отказ в предоставлении информации и «посписочное» информирование – излюбленные формы «общения» здешних чиновников с журналистами. За короткое время работы Фонда – а официально он действует с июня текущего года – сюда поступило несколько десятков жалоб от сотрудников городских и областных газет и телеканалов, а также собкоров республиканских СМИ на незаконные действия чиновников.
- Аня, расскажи, пожалуйста, в чем состоит суть этих жалоб?
- Все обращения имеют практически одинаковое содержание. Сотрудники госорганов отказываются предоставлять журналистам информацию, причем даже совершенно безобидную, скажем, какие-либо статистические данные. За примером далеко ходить не надо. Буквально в прошлом месяце я составила и направила претензию начальнику городского отдела образования А. Платко. Дело в том, что когда сотрудница областной газеты «Северный Казахстан» пыталась узнать количество действующих в городе детских садов, в отделе образования ей отказались сообщить подобную информацию. Когда же мы стали выяснять причину отказа, г-н Платко заявил, что о данном запросе ему ничего не известно и не признал факт разговора с журналистом. И такие вещи происходят сплошь и рядом.
- Как же нужно действовать в подобной ситуации?
- Разумеется, нужно реагировать на такое отношение соответствующим образом. Существует определенный порядок, согласно которому составляется письмен-ная претензия в адрес руководителя ведомства. Если решить проблему этим путем не удается, нужно обращаться в суд. Что касается составления спис-ков, это явное нарушение закона «О СМИ», и мы уже обратились с соответствующим заявлением в област-ную прокуратуру.
- Но чиновники все же стараются не доводить дело до открытого конфликта, хотя и не признают своих ошибок…
- Да, они предпочитают искать компромиссы в таких случаях. Но журналисты в любом случае должны заявлять о подобных нарушениях и не бояться отстаивать свои права.
- А разве они бояться?
- По крайней мере, за все время своей практики (до работы в «Адiл арка» Анна была юристом в петро-павловском представительстве МФ «Адил соз» - прим. Н.С.) я крайне редко слышала от журналистов жалобы по поводу нарушения их прав. Возможно, они не слишком верят в то, что на ситуацию можно повлиять и принять ответные меры. Я помню, как сильно была удивлена журналистка, когда я по ее проблеме подготовила претензию в адрес отдела образования. Она явно не ожидала ничего подобного. А ведь работа нашего Фонда нацелена в том числе и на то, чтобы нарушений свободы слова было как можно меньше. Наряду с этим мы рассчитываем также повысить правовую грамотность журналистов, их профес-сиональный уровень, помочь им наладить контакт с источниками информации, в том числе с государственными структурами и пресс-службами.
- Но в последнее время, как мне кажется, представители СМИ стали больше доверять организациям, подобно вашей, почувствовали, что здесь они могут получить реальную помощь…
- Так и есть. Я бы даже сказала, что наметилась определенная тенденция. Если еще полтора – два года назад жалобы на нарушения прав журналистов были редкостью, то сейчас таких обращений стало гораздо больше.
- Аня, ты считаешь, что это как-то повлияет на отношение чиновников к журналистам?
- Думаю, что во всяком случае они станут дисципли-нированнее. Получив пару – тройку наших претензий, они наверняка призадумаются о возможных последстви-ях, ведь мы предупреждаем их об ответственности, а она в зависимости от ситуации может быть как адми-нистративной, так и уголовной.
- Что ж, будем надеяться, что обмен претензиями постепенно сменится честным и открытым диалогом.