НОВОСТИ, СЕНСАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ – МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ
18 октября, 2006 - 14:29
НОВОСТИ, СЕНСАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ – МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ
Автор: Администратор
873

Presscenter.kz,



«Сенсациализация не означает искажения правды. Она означает яркую и драматическую презентацию событий для придания им силы влияния на разум читателя» – эти слова из редакционной статьи в газете «Daily mirror» цитировал в одной из своих кратких лекций известный политический журналист из Великобритании Эндрю Сперроу. Он вместе со своей коллегой Ольгой Келли провел в Астане двухдневный мастер-класс на тему «Парламентская журналистика».

Муратбек МАКУЛБЕКОВ, КАЗИНФОРМ

Кем являются политические журналисты? Какова их роль в обществе? Как они должны получать информацию? Как они должны ее использовать? Об этом рассуждали наши британские коллеги, приводя в пример различные случаи из своей журналистской практики.









Эндрю Сперроу рассказал об истории английского Парламента и связанной с ней историей парламентской журналистики в Великобритании. Оказывается, не всегда британские журналисты имели доступ в зал заседаний Палаты общин. Редактору одной из британских газет пришлось выдумать страну Лилипутию, в которую он перенес парламентские дебаты, о которых узнавал от обслуживающего персонала Вестминстерского замка. Теперь, когда эти дебаты транслируются по телевидению, а политики активно ищут контактов с прессой, перед нами встает дилемма: «Не манипулируют ли политики журналистом?».

Другая дилемма, которую обозначил в одном из своих спичей Эндрю Сперроу: «Должны ли политические журналисты в своих публикациях оперировать фактами из личной жизни политиков?». Действительно, приведенный им пример – о том, как сын британского премьер-министра находился в пьяном виде на Трафальгарской площади, – можно толковать неоднозначно. По словам Э.Сперроу, многие британские журналисты сомневались, нужно ли им освещать эту историю. Но оказалось, что после того, как люди узнали обо всем этом, рейтинг премьера значительно вырос. Сработал психологический фактор: «Премьер тоже человек, у него проблемы с детьми».

Эндрю Сперроу поделился с аудиторией еще одной мыслью, касающейся личной жизни политиков: «Если мы узнаем, что тот или иной политик изменяет своей жене, то мы задаемся вопросом: «Может быть, он также изменяет и своим избирателям?». С другой стороны, если человек в своей избирательной кампании фигурирует на листовках в окружении семьи, это также должно настораживать журналиста. Почему он афиширует свою преданность семье? За этим может крыться не просто желание понравиться публике, а стремление опередить тех, кто может сообщить что-то негативное о его отношении к семье.

Британская политическая журналистика с ее богатым опытом выработала определенные технологии для непрерывного производства новостей.

Здесь уместно будет вспомнить слова одного большого журналиста, которого наши тренеры не цитировали – вероятно, потому, что он был американцем. «Еще ни одна газета не вышла с кратким уведомлением, что за прошедшую неделю ничего интересного не случилось» – примерно так выразился в свое время Марк Твен. И таких случаев, действительно, не было и, наверное, не будет никогда.

Политические новости в Британии делятся на: точные новости, противоречивые новости, спекулятивные новости. Если для обычной журналистики новостью является событие или происшествие, то политические новости могут быть и не связаны с реальными событиями. Это не значит, что политические новости – выдумка журналистов или политиков. Политические вопросы существуют всегда, даже если ничего не случается. Поэтому и политические новости есть всегда. Задача журналиста – найти их и изложить так, чтобы читателю было интересно.

Другой тренер – наша бывшая соотечественница Ольга Келли, натурализовавшаяся в Великобритании, отвечая на вопрос одного из участников мастер-класса, так определила главную задачу политической журналистики: «Политическая журналистика – один из путей привлечения общества к управлению государством».

Журналист, независимо от его личных убеждений, может работать в провластных или оппозиционных СМИ, считают наши британские коллеги. Наверное, можно согласиться с этим – если политический журналист не будет забывать о том, что он, хотя и политический, но – журналист, а не политик. Вопросы профессиональной этики всегда существуют, и бывают сложными, но если они будут рассматриваться через призму общественного блага – их можно решать.

Несмотря на все наши демократические преобразования, различия в реалиях нашей и их – британской, – жизни, хорошо высвечивались в ходе мастер-класса, поскольку тренеры часто прибегали к примерам из своей практики. По-видимому, наши журналисты до сих пор завидуют коллегам с Запада – многие вопросы, почему-то, звучали, как жалобы в вышестоящие инстанции. Для утешения недовольных казахстанской действительностью, Ольга Келли рассказала о том, как некий их чиновник оформил на работу и платил хорошую зарплату своей жене – и ему ничего за это не было. Впрочем, Эндрю Сперроу заверил слушателей в том, что британцы, как правило, стыдятся так злоупотреблять служебным положением. Поэтому прием на работу близких родственников, в отличие от Казахстана, у них практикуется нечасто.

Общее впечатление от общения с британскими журналистами можно, наверное, выразить приводившимися в ходе занятий словами Эндрю Мара, известного своей работой в Би-би-си: «Смелая, умная и исследовательская журналистика важна настолько, что невозможно представить, как приличное общество может выжить без нее».

По итогам мастер-класса были выработаны следующие рекомендации: повышать уровень информированности общества в вопросах существования различных точек зрения; ближе знакомиться с работой парламентских комитетов; обеспечить ясное, фактическое и объективное освещение парламентских новостей и проведение анализа с учетом всего спектра мнений; проводить конструктивную критику и непредвзятое освещение политических вопросов.

Наконец, для эффективного сотрудничества между Парламентом и средствами массовой информации Казахстана рекомендуется подписать Меморандум о взаимопонимании между пресс-службами Палат Парламента и медийным сообществом, что позволит обеспечить высокий уровень контактов.