Presscenter.kz,
«Новость – это когда не собака укусила человека, а человек укусил собаку» - именно такое определение новостной журналистике дали участники мастер-класса, прошедшего вчера в Костанае при институциональной поддержке фонда Сорос-Казахстан.
Организовать обучающую встречу по новостной журналистике сотрудники ОФ «Северо-казахстанский правовой медиа-центр» решили не случайно. Как показал опрос начинающих мастеров пера, именно в этом направлении у юных журналистов часто возникают трудности. Где искать хорошую информацию, как отделить основное от второстепенного, как грамотно написать материал, чтобы он «зацепил» читателя, как правильно оформить текст… Это далеко не все вопросы, которые активно обсуждали тренера – сотрудники Медиа-центр и «слушатели» - студенты факультета журналистики и корреспонденты молодежной газеты «Многоточие».
Кстати, участие в мастер-классе последних – детей-сирот, распространяющих свое издание по детским домам области, стало хорошей традицией. Поскольку у начинающих журналистов практически нет возможности получить профессиональное образование, Медиа-центр решил взять их под свое крыло. Теперь корреспонденты «Многоточия» участвуют почти во всех обучающих мероприятиях и учатся самостоятельно делать интересную газету.
Классная новость, как признали участники мастер-класса, - дело непростое. Здесь нужно изрядно поработать над информацией, найти «изюминку», только тогда можно рассчитывать на успех. Использование метода «пяти звезд», который давно применяется в некоторых крупных российских и зарубежных газетах – тому подтверждение. Согласно этому методу, новостном материал должен опираться на пять «звездных постулатов»:
- сюрприз (без сюрприза нет новости),
- конфликт (обычно есть оппоненты и сторонники, победители и побежденные),
- личности (если что-то случилось, кто-то это начал),
- воздействие (если сюжет ни для кого ничего не значит, забудьте о нем)
- своевременность (быть первым - всегда цель, но может обернуться проблемой, если ты станешь слишком первым, поэтому будь первым, когда сюжет созреет).
Другой темой для обсуждения стала американизация новостей, к чему в последнее время стремятся многие казахстанские издания. Конечно, «чистая» информация, без оценок журналистика сегодня более востребована, но можно ли сделать совершенно объективную новость? Не будет ли в этом случае роль журналиста сведена к банальной передаче фактов? Участники мастер-класса пришли к выводу, что и традиционная журналистика с элементами аналитики имеет право на жизнь, и иногда такие новости более интересны для читателя.
Не обошлось и без практических занятий, на которых участники сначала выступали в роли читателей, оценивая подачу новостей местными газетами, а затем в роли журналистов. Начинающие корреспонденты учились на конкретных примерах составлять новостные тексты, а затем анализировать, что получилось наиболее удачным, а что – нет.
Другим важным моментом стала правовая часть мастер-класса. Как выяснилось, не многие студенты знают основные статьи Закона о СМИ, а также собственные права и обязанности. Как правильно запрашивать информацию, в какие сроки журналисту обязаны предоставить сведения, как разделять сведения и мнения, как обезопасить себя от судебного иска и пользоваться источником информации – все эти вопросы были подробно обсуждены с юристом Медиа-центра.
По итогам мастер-класса все участники получили памятные сертификаты, а также полезную литературу. Остается надеяться, что полученные знания юные журналисты смогут применить на практике, что поможет им делать качественные и интересные материалы.