НОВАЯ УДАВКА – НА ГОРЛО СМИ
9 июня, 2006 - 14:52
НОВАЯ УДАВКА – НА ГОРЛО СМИ
Автор: Администратор
832

Presscenter.kz,



Сейтказы МАТАЕВ: «Если мы все сегодня промолчим, нас сломают по одному!»

Демарш Ермухамета ЕРТЫСБАЕВА, вбросившего в парламент проект закона о внесении поправок в законодательство о СМИ, стал событием, на фоне которого даже пожар в «Зажигалке» показался не самым чрезвычайным происшествием. Предлагаемые правительством в лице министра информации изменения заставили представителей общественных организаций выйти в начале этой недели на пресс-конференцию и обратиться к журналистам с призывом – защитить свое право на свободу творчества, на работу в независимых средствах массовой информации, самих себя, наконец.

Галина ДЫРДИНА, 09.06.2006 Республика

У законопроекта г-на Ертысбаева есть одна осо бенность, на которую обратила внимание всех присутствующих на пресс-конференции Шолпан ЖАКСЫБАЕВА, представляющая Национальную ассоциацию телерадиовещателей.

- Этот проект не несет ничего положительного для СМИ. В нем ужесточается ответственность собственников СМИ, налагаются дополнительные финансовые расходы, появляются дополнительные основания для прекращения выпуска СМИ, а также для переучета. Одним словом, как бы накидывается новая удавка на горло средств массовой информации, чтобы додавить независимые СМИ.

Задание – уничтожить?

С мнением Шолпан Жаксыбаевой согласен и юрист Центра поддержки Американской ассоциации юристов Сергей ВЛАСЕНКО:
- В проекте есть нормы, которые могут привести к тому, что СМИ в Казахстане станет меньше. Причем законопроект явно нацелен на то, чтобы он получил одобрение депутатов. Вы сами прекрасно понимаете, как происходит формирование бюджета. А в проекте предлагаются дополнительные средства, чтобы пополнить бюджет. То есть все процедуры, связанные не только с постановкой на учет средств массовой информации, но и с процедурой переучета, будут проводиться только после соответствующих денежных выплат. А если учесть, что перечень оснований для переучета предлагается значительно расширить, то и поступлений в бюджет будет значительно больше.

Может случиться так, что с принятием поправок, которые предлагает Министерство информации, наступит новая точка отсчета для средств массовой информации. Им всем практически придется пройти процедуру переучета. Таковы требования, которые заложены в данном законопроекте. И только после этого СМИ смогут приступить к своей деятельности.

Все мы помним, как, заступая на свой пост, новый министр культуры и информации г-н ЕРТЫСБАЕВ заявил, что он никогда не будет судиться со СМИ. По мнению президента Фонда защиты свободы слова Тамары КАЛЕЕВОЙ, глава Мининформа и впрямь не будет этого делать.

- Сейчас я поняла, – сказала г-жа Калеева, – почему такое заявление было сделано. Министру не нужно судиться со средствами массовой информации – у него есть власть просто уничтожить все СМИ, которые ему не нравятся. А не нравятся ему, по-моему, те СМИ, которые позволяют себе любые критические публикации. И доказательством тому – шедевр, которым он нас одарил на прошлой неделе. Этот законопроект заранее признает всех нас виновными. В нем говорится, что СМИ должны иметь на специальном счету очень немалые деньги исключительно для того, чтобы оплачивать все суммы, которые по суду должны взыскиваться в качестве компенсации за моральный ущерб.

Мотивируя положение проекта об ужесточении регистрации СМИ, Ертысбаев пишет в пояснительной записке к этому проекту, что у нас 7 тысяч СМИ зарегистрировано, а на самом деле выходит гораздо меньше, и нужно, чтобы статистика отражала реалии. Мы все живем в рыночное время, и Министерство юстиции почему-то не тревожится, что десятки, сотни, наверное, тысяч (не знаю, считал ли кто) различных ТОО, АО, ЗАО зарегистрированы за эти 15 лет, а выжили далеко не все.

Развитие рынка – это прежде всего свобода деятельности, творчества, и многое зависит от таланта, других факторов, благодаря которым любая газета или любой телеканал либо выдерживают конкуренцию и оказываются востребованными зрителями и читателями, либо уходят в небытие. И аргумент министра информации не выдерживает никакой критики. Видимо, речь идет о том, чтобы в идеале мы приблизились к Туркмении, где есть четыре телеканала. Я их, кстати, регулярно смотрю. На всех каналах восхваляют «Рухнаму» и ее создателя, показывают, как люди пляшут и ткут ковры. Наверное, именно такой вариант устраивает г-на Ертысбаева. И если этот законопроект будет принят, то мы сильно приблизимся к такому «идеалу».

Он предлагает проводить переучет СМИ, если сменится редактор или офис редакции. Помимо того, что это будет стоить денег, есть еще проблема – а будет ли произведен этот переучет? Ведь то у них в Министерстве папки пропадают, то в пожаре бумаги горят. Значит, у собственников возникнут проблемы с документами. И решение вопроса о регистрации либо переучете СМИ вновь затянется на месяцы.

Поэтому собственники, кто бы это ни был – творческий коллектив или какие-то частные лица, остаются перед дилеммой: либо менять редактора, который оказался творчески несостоятельным, переезжать в новый, более комфортабельный офис, либо не рисковать, потому что это риск для существования издания.

Еще мне бы хотелось обратить внимание на следующую поправку, предлагаемую Мининформом. Это положение о лицензировании типографий. До сих пор у нас лицензировались телерадиокомпании. Но поскольку телерадиокомпании – это сложные технологические производственные системы, то их лицензирование еще можно объяснить. А зачем лицензировать типографии, которые не представляют никакой потенциальной угрозы ни эфирному пространству, ни чему бы то ни было? Приходится делать вывод, что это делается исключительно для того, чтобы те издания, которые не нравятся г-ну Ертысбаеву, не могли бы получить доступ к типографиям. А если типография оказывается перед угрозой остаться без лицензии, печатая «не те» СМИ, то что это, если не разновидность политической цензуры?!

Сейчас в парламент должны поступить два законопроекта – один от Министерства информации, второй – от журналистских организаций, которые разрабатывали проект более года. И от позиции журналистского сообщества сегодня очень многое будет зависеть, какой проект станет законом. Мы сейчас стоим перед выбором: либо мы отстаиваем свой законопроект и продолжаем работать, либо смиряемся, и в итоге наше информационное поле становится весьма скудным.

Мы должны идти единым фронтом!

Жесткой критике подвергся не только сам законопроект Мининформа, но и глава этого ведомства. Председатель Союза журналистов Казахстана Сейтказы МАТАЕВ был как никогда резок:

- Я хочу как руководитель творческого Союза подчеркнуть: это не поправки. По сути, это ограничение казахстанской прессы. Например, поправка о резервном фонде заведомо ставит всех нас в позу виноватых. Мы должны какой-то фонд иметь. А зачем? А вдруг у нас суда этого не будет?!

У меня складывается впечатление, что люди, разработавшие этот законопроект, вообще не знают ни Закона «О СМИ», ни нашего рынка. Почему мы должны платить сбор за регистрацию СМИ, когда 90% средств массовой информации в Казахстане представляют негосударственный сектор – ЗАО, ТОО, АО? Уже при регистрации этих юридических лиц в органах юстиции их владельцы заплатили деньги!

Почему если редакция переезжает, то при перерегистрации мы снова должны платить деньги? Почему если главный редактор поменялся, то мы опять должны платить деньги? Мы, например, только что были свидетелями того, как в газете «Время» в течение нескольких дней дважды поменялся редактор! И что? Опять мы должны идти, коленопреклоненные стоять у сгоревшего здания Министерства информации и просить перегистрации?! Почему?! У меня нет ответов на эти вопросы…

У меня в принципе неплохие отношения с Ертысбаевым. Я его давно знаю. И когда он после советника стал министром, какие-то у него… не могу слово подобрать… выкидоны постоянные начались. Каждое профильное министерство борется за свою отрасль. Министр индустрии, скажем, защищает свою отрасль, министр здравоохранения – свою. Пресса в Казахстане, как я считаю, – это нормально действующий объект народного хозяйства, который действительно приносит прибыль своим собственникам. А наш профильный министр, по моему мнению, работает против нас!

Вообще складывается впечатление, что он специально пришел по какому-то заданию откуда-то. Это началось с первого дня его прихода на должность – с телеканала «Казахстан». И каждую неделю какие-то сюрпризы устраивает…

Я хочу обратить ваше внимание на то, что наше обращение против проекта Ертысбаева подписали все общественные организации, которые в той или иной степени связаны с журналистикой! В первый раз мы выходим единым фронтом против этих поправок – и Конгресс журналистов, и Союз журналистов, и «Адил соз», и другие. Если раньше у нас были какие-то разногласия, то сейчас их нет, потому что этот закон, если он будет принят, ударит одинаково по всем СМИ!

Да, я могу и на компромисс пойти в каких-то вопросах, но когда я посмотрел эти поправки! Это просто ни в какие ворота не лезет… То есть человек специально пришел душить прессу. У меня, во всяком случае, такое впечатление.

Мне кажется, что в парламенте все эти поправки пройдут. Я думаю, что они их без обсуждения примут.

Мы обращаемся к вам, к журналистам! С принятием этого закона у каждого журналиста, у каждой редакции, у каждого средства массовой информации, у каждого телеканала проблемы возникнут! У нас других рычагов воздействия нет, кроме апеллирования к журналистской солидарности! Если эти поправки сейчас пройдут, то обязательно будут следующие поправки – еще хуже! Я пять лет возглавляю Союз журналистов, и до сих пор ни одна поправка, внесенная Министерством информации или правительством, не улучшила положения журналистского сообщества. Только ухудшение идет!

Нас уже и так растащили по разным холдингам, и если мы сейчас будем молчать поодиночке, нас вообще по одному сломают. Сейчас настал очень важный для всех нас момент. Мы должны идти единым фронтом!

ОТ РЕДАКЦИИ – Да, для нас вновь наступил момент истины. Мы уже были свидетелями нескольких попыток власти ужесточить законодательство о СМИ. Нам не удалось отстоять свои права в 2002 году, но мы сумели добиться отмены драконовского закона в 2004-м. Правда, часть тех норм, которые настойчиво проталкивал тогдашний вице-министр информации Ардак ДОСЖАН, была затем все-таки внесена в действующее законодательство под разными предлогами.
Но сегодня речь идет уже не об отдельных поправках или дополнениях. Ермухамет Ертысбаев, какие бы красивые слова он ни говорил, обосновывая положения своего проекта, намерен внедрить совершенно иную концепцию взаимоотношений государства и СМИ. Концепцию, которая позволит государству полностью контролировать не только количество средств массовой информации, но и их идеологию.

Хотим ли мы ходить строем и думать хором?

Хотят ли граждане Казахстана читать написанные под копирку газеты и смотреть одни и те же видеоролики?

Давайте подумаем, что сегодня можно потерять, если мы, не только журналисты, но и все казахстанцы, кто думает о будущем нашей страны, вновь отмолчимся.