Министр культуры и информации Аида Балаева объяснила новые правила аккредитации, ограничивающие права журналистов, тем, что последние порой себя непристойно ведут. При этом механизма, который бы наказывал чиновников, не отвечающих на вопросы журналистов, пока не придумали, сообщает Orda.kz.
В кулуарах совместного заседания палат парламенте Аида Балаева прокомментировала скандальный документ с правилами аккредитации для журналистов.
«Я считаю, что никаких ограничений нет и не будет. Во-вторых, любой документ государственного органа, в том числе и Министерство культуры и информации, проходит юридическую экспертизу. Это значит, что все нормы, все пункты соответствуют Конституции и не противоречат законам. Есть некоторые новшества, которые, я знаю, вас не устраивают. Но здесь я хочу сказать, что все государственные органы заинтересованы освещать свою деятельность. Поэтому здесь, я считаю, драматизировать не нужно. Я как министр вам говорила и обещала, что я буду способствовать всемерно диалогу между средствами массовой информации и государственными органами»,сказала Аида Балаева.
Журналисты отметили, что в правилах аккредитации есть «драконовские» меры по отношению к тем, кто нарушит регламент — их могут лишить аккредитации на шесть месяцев.
«А что даёт неделя лишения аккредитации, скажите? Всё-таки мы должны научиться работать вместе. Вы говорили об этике государственных служащих, мы говорим об этике журналистов. В общем, они должны соблюдаться. Обеими сторонами. Я не огораживаю, не защищаю своих коллег. Я тоже заинтересована, чтобы вы получали полноценную информацию и, самое главное, полезную информацию»,добавила министр.
Она считает, что иногда журналисты себя непристойно ведут.
«Когда мы видим, что практически мы отходим от темы брифингов, и фактически у нас брифинги, пресс-конференции переходят вообще на некоторые другие плоскости. Есть моменты и со стороны госслужащих, когда оскорбляют. Или же со стороны журналистов непристойное поведение. Здесь, конечно, нужно это регулировать»,сказала Балаева.
Журналисты поинтересовались, что значит непристойное поведение, ведь это их работа — задавать вопросы, порой неудобные.
«Извините, но это не значит толкать, не значит, чтобы прям некоторые люди падали. Давайте будем предметно каждый случай по отдельности рассматривать»,сказала Балаева.
При этом механизма наказания госслужащих, которые могут нагрубить или не ответить на вопросы журналистов, на сегодня пока нет.
«Вообще, политического государственного служащего не красит грубое обращение с представителями СМИ. Я думаю, что мои коллеги это хорошо понимают. Может быть, есть какие-то эмоциональные (моменты. — Ред.), но это непростительно. Я ещё раз говорю, каждый государственный служащий должен соблюдать этику, уважать личность, людей и быть заинтересованным в освещении деятельности. (...) Будем считать, что сегодня новый отсчёт. Я буду арбитром между журналистами и государственными служащими»,сказала Аида Балаева.
После неудачной попытки пропихнуть свои абсурдные нововведения, позволяющие быстро заткнуть почти любого неугодного журналиста, Министерство информации нашло обходной путь. Летом 2024 года на сайте «Открытые НПА» появился проект приказа о новых правилах аккредитации СМИ, куда власти «зашили» массу параметров, по которым журналиста можно лишить права выполнять свои профессиональные обязанности. Так, теперь аккредитованные журналисты обязаны соблюдать регламент мероприятия, проводимого аккредитующей организацией. А какой регламент, спросите вы. А никакой, каждый организатор может придумывать какой угодно регламент. Например, не задавать вопросы, не касающиеся темы мероприятия.
Такие меры вызвали недовольство у профессионального сообщества, и журналисты обратились лично к министру культуры и информации Аиде Балаевой. Она приняла у себя в ведомстве инициативную группу из представителей СМИ, выслушала их замечания, записала и пообещала разобраться. Но в итоге спустя месяц все предложенные нормы благополучно приняли практически без изменений.
Источник: Orda.kz
Фото: Orda.kz