НЕ ПРАВО, А НАКАЗАНИЕ!
8 января, 2007 - 15:29
НЕ ПРАВО, А НАКАЗАНИЕ!
Автор: Администратор
645

Presscenter.kz,



Общественное объединение «ЭХО» провело исследо-вание сложившейся в стране практики предоставления со стороны государственных органов информации, запрашиваемой частными лицами и организациями. 

Анна СВАТОВА, "С пером и шпагой"

Результаты исследования были презентованы на пресс-конференции в Алматы. «Получение информации из права превратилось в форменное наказание! - констатирует директор ОО «ЭХО» Павел ЛОБАЧЕВ. - Более чем в 80% случаев для получения информации по телефону необходимо сделать неоднократные повторные звонки. Абсолютный рекорд зафиксирован в Алматы, где для получения информации по одному запросу потребовалось сделать 16 звонков по четырем различным номерам телефонов в течение пяти рабочих дней!»

Для сбора данных специалисты «ЭХО» разослали в государственные организации республики множество контрольных запросов, совершили сотни попыток получения информации дистанционным способом (телефон, электронная почта) и путем личных встреч. Кроме того, было обработано более двухсот так называемых «историй», то есть материалов, полученных в ходе выборки корреспонденции сторонних организаций - участниц эксперимента.
Собранные в процессе эксперимента данные показывают, что только 12% попыток получения информации могут быть названы успешными. Это означает, что ответы получены в срок и содержат всю необходимую респондентам информацию. Остальные 88% запросов демонстрируют не только формальное отношение чиновников к требованиям граждан, но и зачастую саботаж обязанности предоставления информации со стороны госорганов. Это выражается в слабой информативности полученных ответов, игнорировании запросов, посланных без уведомления, в отказах от предоставления информации по телефону или с помощью электронных средств связи. Все еще распространены отказы в доступе к информации и к ее источникам под предлогами неведения или служебной тайны, а также анонимные отказы.
Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что, несмотря на закрепление в Конституции, право граждан на доступ к информации остается в большей степени декларативным, что существенно понижает возможности граждан влиять на принимаемые властью решения, подрывает доверие населения к государственным органам и фактически сводит на нет достигаемые в республике демократические преобразования.