Судья – не Бог, а правоисполнитель
Наталья Прончатова,
Судья должен быть настолько обеспеченным человеком, чтобы никто не смог его перекупить, считает германский судья Йорг Пуделька. По его мнению, это поможет решить проблему независимости судей. Такой поход принят в его стране, и господин Пуделька рассказывает об этом в порядке обмена опытом. Применим ли он в Казахстане – вопрос не одного дня. Процесс совершенствования судебной власти в РК непрерывный и, возможно, какие-то частицы заморского опыта действительно будут в него вкраплены.
Мнений о том, насколько совершенна судебная система в Казахстане, множество. Некоторые из них были озвучены на международной конференции в Астане «Независимость судебной власти: международный опыт». Руководитель центра ОБСЕ в Астане Александр Кельчевский считает, что вопрос доверия к судам является «острым и актуальным» в Казахстане, хотя «за последние годы страна предприняла ряд позитивных шагов по укреплению независимости и эффективности судебной системы».
Председатель Верховного суда Мусабек Алимбеков с этим мнением не согласен:
- Любой аким области вам скажет: когда к нему обращаются граждане по конкретным позициям, он их направляет в суд. Поэтому я категорически отрицаю, что сегодня у граждан нет доверия к судебной власти! И статистика говорит сама за себя: наши люди обжалуют только девять процентов судебных актов!
Судебная власть в РК состоялась, говорит Мусабек Алимбеков, но, конечно, она нуждается в реформировании. Идеального режима и правосудия, по его мнению, в природе вообще не существует.
- Я удивлен тому, что вижу сейчас в Казахстане, а именно: люди имеют свое мнение, это мнение высказывают и хотят быть услышанными, - комментирует вице-президент международной ассоциации судей Виргилиус Валанчиус. - Это позитивный момент, потому что говорит о присутствии демократии и о том, что мнение народа может быть учтено при составлении проектов и реформ. Но, говоря о независимости судов, надо определиться, что это такое и с чем его едят. На мой взгляд, независимость - это не привилегия судебной власти. Каждый судья должен понимать: я - не Бог, я должен делать свою работу в соответствии с конституцией, правовыми нормами, демократическими принципами.
Другой вопрос, что судьи не должны подчиняться никакой другой ветви власти – исполнительной или законодательной, считает литовский судья. Судебная власть через свои структуры должна создать собственную систему, которая помогала бы в решении различных ситуаций, в том числе, щепетильных (если судья «подскальзывается» или нарушает правила этики).
Понятно, что высказывания международных экспертов носят лишь рекомендательный характер. У Казахстана есть свой опыт и он ценен, считают они. Но поскольку страна ратифицировала ряд международных пактов в области защиты прав человека, она не может не анализировать имеющийся опыт и применять лучшие наработки у себя.
Алматинский адвокат Данияр Канафин считает: прежде чем говорить о повышении независимости судебной власти, надо очертить некий круг вопросов, требующих решения. Очевидно, говорит он, что только в тех случаях, когда люди не могут найти справедливость в зале суда, они идут на площадь.
– Я говорю о все еще существующей проблеме инквизиционного уклона деятельности наших судов. Крайне низкий процент оправдательных приговоров, который мы сегодня имеем, подтверждает эту тенденцию. В залах суда, особенно в рамках уголовного судопроизводства, интересы государства, состоящие в борьбе с преступностью, обеспечиваются в большей степени, нежели права человека и справедливость, - поясняет Данияр Канафин. - Хотелось бы, чтобы ситуация стала меняться и верховный суд обращал бы на это больше внимания.
К слову, адвокат согласен с тем, что независимость судей во многом зависит от их материальной обеспеченности. Следует поднимать зарплату и создавать должные социальные гарантии, поясняет он, но возможные поощрения не должны стать способом так или иначе воздействовать на судью.
Говорить о независимости судов, значит, говорить об их доступности, - отмечает судья Верховного суда в отставке Раиса Юрченко. Ведь суд – высшая инстанция, куда обращается человек в поисках защиты своих прав. И если есть какие-то препятствия на законодательном уровне, мешающие правосудию, их надо убирать. Это будет во благо и самому судье, ведь он – всего лишь правоисполнитель.
- На сегодня множество норм, которые ранее препятствовали свободному доступу в суд, уже устранено, - поясняет Раиса Юрченко. - Может, не так быстро, как всем хотелось бы, но уже очень многое сделано для того, чтобы ситуацию повернуть в лучшую сторону - в сторону тех, кто нуждается в судебной защите.
Важно, чтобы заявленное улучшение в судебной системе ощутили на себе и рядовые казахстанцы.