Фото: Андрей Лунин
Диана Окремова.
Директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова считает, что оценить эффективность проводимой государственной политики в СМИ невозможно в принципе
На прошлой неделе Общественный фонд «Правовой медиа-центр» опубликовал на своем сайте третий по счету бюллетень событий в сфере государственного заказа на проведение информационной политики в СМИ. Если первые два бюллетеня были посвящены подсчету денег: какие государственные структуры и сколько тратят на госзаказ в медиа-сфере, - то третий рассказывает об «общительности» чиновников.
«Будем подавать в суд на «молчунов»
- В третьем выпуске мы отражаем прозрачность наших госорганов: сколько писем мы отправили, кто нам и что ответил. В последующем мы будем систематизировать эту информацию и подавать в суд на «молчунов», - пообещала Диана Окремова.
Диана рассказала, что свои запросы Фонд подкрепляет ссылками на Конституцию и закон о госзакупках, в котором говорится, что информация о лотах должна быть в свободном доступе.
- Думаю, чиновники нам не спешат отвечать или присылают отписки, потому что не хотят афишировать свои траты. В некоторые акиматы нам дважды пришлось отправлять запросы. Когда повторно отправляли письма, то уведомляли, что оставляем за собой право обращаться в суд. Моментально отвечали! - вспомнила собеседница Forbes.kz.
Так, в апреле этого года ОФ «Правовой медиа-центр» отправил 18 писем в министерства и национальные компании. Ответы пришли из 10 структур, 8 скромно промолчали. Точную сумму - 56 млн тенге - указало лишь Минздрав. Чиновники от медицины тратят 48 млн тенге на продвижение через телеканалы государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Казахстан». В затратной части бюджета министерства - 8 млн тенге на «Услуги по формированию и сопровождению стратегии социальных взаимосвязей министерства на основе эмпирических данных».
Пять министерств сообщили, что у них не предусмотрены расходы на проведение информационной политики. В это число вошли министерства экономики и бюджетного планирования, сельского хозяйства, индустрии и новых технологий, образования и науки, а также транспорта и коммуникаций.
- Больше других отличилась «Казпочта». Они написали, что не получали госзаказ на проведение информационной политики в СМИ. С ног на голову всё поставили, даже не поняли, о чем мы спрашивали. Хотя мы очень четко все объясняли, меняли формулировки запросов, когда становилось ясно, что нас неправильно понимают, - рассказала о «трудностях перевода» Диана Окремова. - Мы также просили давать нам ссылки на конкретную страницу сайта goszakup.gov.kz, где ведомство размещает лоты. Тем не менее, Министерство труда и социальной защиты, а также Министерство юстиции сослались на главную страничку портала. Министерство иностранных дел дало ссылку на страничку своего сайта, где указаны все произведенные МИДом закупки.
Аналогичная ситуация, говорит директор фонда, сложилась с акиматами. Было отправлено 30 писем (в 14 областей, 14 городов, Астану и Алматы), получено 6 ответов. Согласно ответам, на проведение государственной информационной политики акиматом Мангистауской области выделено 242 080 896 тенге, Актюбинской области - 225 101 600 тенге, акиматом Кызылорды - 42 781 120 тенге, акиматом Талдыкоргана - 13 274 000 тенге. Администрации Павлодарской и Западно-Казахстанской областей сослались на сайт goszakup.kz.
- Местные органы власти дают размытые названия лотам, пишут «для создания материалов в местных газетах или новостных сюжетов на местном телевидении». То есть даже тематику не указывают. Министерства хотя бы тему четко прописывают, - обозначила разницу в подходах г-жа Окремова.
О пиаре за бюджетные деньги
Между тем, общественники до сих пор не могут разобраться, что подразумевается под термином «государственная информационная политика», на которую ежегодно выделяют более 25 млрд бюджетных тенге.
- Фактически деньги выделяются на рекламу государственного курса, на формирование позитивного имиджа государственных деятелей, на освещение работы парламента, правительства и всех остальных. Получается, что мы, налогоплательщики, платим им зарплату и одновременно выделяем деньги на то, чтобы нам же рекламировали госслужащих и депутатов. В случае с принудительной подпиской на газеты (такая проблема существует в регионах) можно говорить о двойном налогообложении. Сначала люди платят за пиар (реализацию информационной госполитики. - F) из своих карманов, а потом их заставляют подписываться на газеты, которые живут за счет госзаказа, - рассказала Диана Окремова.
Forbes.kz.