Presscenter.kz,
Маргарита НИКИТИНА, Вадим БОРЕЙКО, "Время"
6 июля завершился судебный процесс "Газета "Время" против министра Ертысбаева". Газете в иске - отказать, требования Ертысбаева по встречному иску - удовлетворить частично. Таков исход слушаний в первой инстанции – Сары-аркинском районном суде Астаны.
- Анализ высказываний Ертысбаева (в адрес журналистов газеты: “мерзавцы”, “проходимцы”, “телекиллеры”. - Ред.) показывает, что они являются выражением его субъективного мнения, этическим мнением ответчика, носящим дискуссионный характер, и, следовательно, не являются порочащими честь и достоинство, - такое изумительное по красоте формулировок решение вынесла судья Ардак БАЛАГУМАРОВА. - Также высказывания ответчика являются выражением субъективного мнения ответчика и не могут быть фактически проверены на предмет соответствия их действительности.
Интересно, ее честь сама-то поняла, что сказала? Вдумайтесь только: то, что журналисты не являются “мерзавцами” и “проходимцами”, не может быть доказано эмпирическим путем, поэтому эти слова следует считать не оскорбительными, а “носящими дискуссионный характер”. Или “этическим мнением ответчика”. Что это за “этическое мнение” такое - у нас в редакции никто так и не понял.
А вот при рассмотрении встречного иска министра к газете выяснилось, что для журналистов выражать свою точку зрения чревато последствиями.
- Данная оценка указанного журналиста (Ксении Евдокименко. - Ред.), - сказала далее судья, - направлена против конкретной личности и должностного лица, тем более что данное должностное лицо не несет ответственности за бюджет училища.
Моральный вред, нанесенный газетой министру культуры и информации, суд оценил в пять тысяч тенге, отдельно с редакции газеты “Время” и отдельно с ее редактора - Игоря МЕЛЬЦЕРА.
Признаться, мы ничуть не удивлены решению районного суда. Нечто в этом роде и ожидали. Удивительно было бы, поступи первая судебная инстанция иначе. А вот некоторые наши зарубежные коллеги, дипломаты и сотрудники ОБСЕ, с жадным интересом следившие за ходом процесса, до последнего надеялись на чудо. “Если вы выиграете, - говорили они нам, - мы поверим, что демократические преобразования в Казахстане происходят не только на словах, а высокопоставленный чиновник и рядовой журналист равны перед законом”.
Однако некоторые оказались равнее.
Ну а партию “Нур Отан” мы спешим поздравить с приобретением новоиспеченного члена. Надеемся, что изящная лексика министра не станет теперь доминирующей на заседаниях партячеек.
В свою очередь, хотим заверить Ертысбаева, что ему рано праздновать победу. Правда - на нашей стороне. Рано или поздно, но ему придется извиниться. Мы обязательно добьемся справедливости! И поэтому будем апеллировать к высшим судебным инстанциям нашей страны. А если не поможет - то и к международным организациям.
***
Напомним краткое содержание предыдущих заседаний: дабы журналисты отказались от претензий в адрес ответчика, министр культуры и информации выдвинул встречный иск. Основанием для него представитель г-на Ертысбаева, bадвокат Виталий ВОРОНОВ, счел публикацию нашего корреспондента Ксении ЕВДОКИМЕНКО “У двух нянек танцор без “пальцев” (см. “Время” от 14.5.2007 г.). Однако вопреки ожиданиям ответчика наша редакция на мировое соглашение - со взаимным отзывом исков - не пошла.
В четверг на судебном заседании больше говорилось о том, как журналисты обидели министра. Хотя изначально-то было все наоборот.
Г-н Ертысбаев потребовал защиты своей деловой репутации. Возмущение министра вызвали рассуждения журналистки Евдокименко о судьбе казахстанских балетных танцоров из Алматинского хореографического училища им. Ю. Селезнева: “Если бы министр Ертысбаев почаще вспоминал о том, что отвечает не только за информацию, но еще и за культуру, можно было бы не вычеркивать из бюджета лишние “пальцы” (специальная балетная обувь, которой хронически не хватает ни в оперном театре, ни в училище, и танцоры вынуждены покупать ее за свой счет. - Ред.), а заодно расширить общежитие; каждый год, а не время от времени прочесывать всю страну в поисках талантов, найти для филиала училища в Астане хорошее просторное здание. Тогда Селезневке вполне под силу было бы выпускать не 37 специалистов в год, а гораздо больше…”.
Эти слова задели министра за живое, и он подал судебный иск. Данные размышления г-н Ертысбаев счел не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию: дескать, написали, что он о культуре мало думает!
- В вышеуказанной статье автором Ксенией Евдокименко излагаются реальные проблемы выпускников специфического учебного заведения - Алматинского хореографического училища им. Селезнева, - считает представитель газеты “Время” и ее редактора Игоря МЕЛЬЦЕРА Валентина ЖУКОВСКАЯ. - И в заключительном абзаце текста, обобщая изложенное, излагается в предположительной форме мнение о возможных путях решения проблем отечественного балета.
Такой вывод сделала не только наш представитель, но и специалисты-филологи по запросу главного редактора газеты. “Данная обобщающая фраза не содержит утверждения о каких-либо нарушениях Ертысбаевым действующего законодательства, общепринятых моральных норм и принципов”, - написано в их заключении.
Тем не менее министр оценил нанесенный ущерб аж в 5 млн. тенге. И, видимо, чтобы доказать, что он исправно заботится о финансировании культуры, попросил - в случае удовлетворения его иска - перевести эти средства на счет хореографического училища им. Селезнева.
Остается только уточнить: каким образом статья, опубликованная в мае, имеет отношение к тем обвинениям и оскорблениям, на которые не поскупился глава Минкультуры в своих мартовских выступлениях в СМИ?
- Ссылка на эту статью не может никоим образом быть положена в основу доказательной базы встречного искового заявления, - говорит Валентина Жуковская. - Поскольку когда Ертысбаев выступал на “31 канале” и в газете “Республика”, этой статьи еще и в помине не было. Он не мог знать и предполагать обстоятельств, изложенных в этом материале.
Валентина Жуковская напомнила и о претензиях редакции. Процитировав слова министра о том, что журналисты газеты “Время” “занимаются провокаторскими статьями в адрес сотрудников Министерства культуры”, юрист попросила назвать публикацию, которая, по мнению Ертысбаева, “недостойна звания журналиста”.
- Сотрудником министерства является сам Ертысбаев! - заявил адвокат Воронов. Правда, ни одной публикации, которая была бы признана, в установленном законом порядке, порочащей культурно-информационное ведомство, он назвать так и не сумел, объяснив это принципиальностью своего подзащитного. - Господин Ертысбаев неоднократно пояснял, что он был принципиальным противником подачи иска газетам!
Почему же министр так скоропостижно утратил принципиальность и подал-таки иск - осталось загадкой.
- В выступлениях господина Ертысбаева была использована оскорбительная лексика, которая крайне негативно оценивала моральные и профессиональные качества журналистов газеты “Время”, - говорит Валентина Жуковская. - Звучали нелицеприятные оскорбительные слова: “мерзавцы”, “проходимцы”, “аферисты” и “телекиллеры”, которые умаляют деловую репутацию газеты.
- Истец не представил никаких объективных доказательств, что в результате вышеперечисленных высказываний ответчика пострадала репутация юридического лица редакции газеты “Время”, - заявил в ходе заседания Виталий Воронов. - Это мог бы быть рост отрицательных оценок со стороны читателей газеты или общественности либо снижение числа подписчиков, читателей, рекламодателей, тиража, увольнение журналистов из-за нежелания работать в этой газете.
На этот пассаж очень хотелось ответить цитатой из известного анекдота: “Не дождетесь!”.