«МОДЕЛЬНЫЙ РЯД» ОТ СТАРОГО И НОВОГО СВЕТА
5 июля, 2006 - 15:53
«МОДЕЛЬНЫЙ РЯД» ОТ СТАРОГО И НОВОГО СВЕТА
Автор: Администратор
773

Presscenter.kz,



Газетные системы в современном мире укладываются в четыре типа правления

В №2 от 24 марта мы начали печатать типологию газетных систем почетного профессора Французского института прессы Парижского университета-2 Клода-Жана БЕРТРАНА. По его мнению, систем СМИ в современном мире существует очень много, однако это не означает, что каждая из них уникальна. Как правило, любая из этих систем соответствует какой-либо модели из весьма ограниченного списка. В этом номере мы продолжаем публикацию.

Клод-Жан БЕРТРАН, «С пером и шпагой», 4 июня 2006 г., № 5-6

Продолжение. 
Начало в №02

Трехуровневая (или германская) модель

В Германии выходят 1300 ежедневных газет, которые можно разделить на следующие три категории: 
1. Общенациональная пресса, пользующаяся большой популярностью (в британском смысле - с большим количеством секса и преступлений). Она продается на улицах (откуда и происходит ее название - “бульварная пресса”). 
Этот сектор прессы состоит из одного издания “Бильд Цайтунг” (тираж 4,5 млн экземпляров - крупнейший в Европе), единственной подлинно общенациональной газеты, издающейся в Германии, и нескольких имитаций, выходящих в крупных городах. 
2. Региональная пресса, насчитывающая около 50 наименований. Некоторые из изданий, как, например, влиятельная “Франкфуртер Альгемайне Цайтунг”, имеют общенациональный вес. 
3. Местная пресса: половина ежедневных изданий имеет тираж около 1000 экземпляров. В действительности, хотя названия газет разнятся, б?льшая часть их контента (за исключением местных страниц) совершенно идентична. Всего лишь 100 групп журналистов выпускают около 1000 газет. 
Аналогично в Нидерландах и во франкоязычной части Бельгии некоторые газеты, продающиеся в различных городах под различными названиями, имеют практически одинаковое содержание. 
Шведская пресса (92 ежедневных газеты) относится к той же категории, что и германская: два вечерних таблоида, выходящих в Стокгольме, продаются на улицах по всей стране; кроме того, имеется с дюжину крупных региональных изданий, выходящих 7 дней в неделю в самых крупных городах (разумеется, те из них, что выходят в столице, являются более влиятельными), и, наконец, местная пресса, выходящая в маленьких городках 4, 5 или 6 раз в неделю, четыре пятых содержания которой посвящено местным проблемам.

Феодальная (или французская) модель

Французские ежедневные газеты поделили страну между собой. Пресса является исключительно региональной, и в каждом регионе настоящая конкуренция разворачивается только в столице региона и вокруг него. 
Парижские газеты (являющиеся одними из самых дорогих в мире) претендуют на статус общенациональных, однако в провинции только один из девяти человек, покупающих ежедневные издания, приобретает парижские газеты. 
Объем продаж провинциальной прессы в три раза больше, чем у парижской, а одно издание даже является рекордсменом: газета: “Уэст Франс” (Ouest France) вместе со своими 40 местными выпусками расходится суммарным тиражом около 800 тыс. экземпляров. 
Пресса процветает (отчасти благодаря государственным субсидиям) и адаптируется к новым СМИ, что позволяет ей избежать концентрации в британском стиле. 
Италия и Испания: две романские сестры Франции, где пресса имеет те же черты, однако объем продаж еще меньше. В этих странах нет доминирующих групп. Каждая газета, как правило, является монополистом в своем регионе. Серьезная конкуренция имеет место только в одном или двух крупных городах (Рим и Милан в Италии и Мадрид и Барселона в Испании).

Индийская модель

Существуют страны, где имеется много этнических групп, каждая из которых пользуется собственным языком, а иногда и особым алфавитом. 
В Индии наиболее влиятельные газеты (как “Таймс оф Индиа” (Times of India) или “Хинду” (Hindu)), а также большая часть телевидения пользуются английским, являющимся - вместе с хинди - государственным языком, и 14 другими основными языками. 
Такая же картина наблюдается и на Филиппинах - спустя столетие после американской оккупации.
В Черной Африке страны меньше, а языков в них еще больше. Поэтому хотя местное радио вещает на местных диалектах, в печатных СМИ и на телевидении обычно используются английский, французский или португальский языки.