

Объясняет ведомство такую инициативу национальной безопасностью и мерами по борьбе с теневой экономикой.
Что произошло
Министерство финансов предложило сделать данные о получателях иностранного финансирования, включая источники и суммы, открытыми для общественности, опубликовав их в реестре на сайте комитета госдоходов. Соответствующий НПА опубликован 3 октября, а обсуждение продлится до 23 числа. Корреспондент BES.media запросил у министерства полный пакет поправок и ознакомился с документом.
Детали
Документ определяет порядок и сроки уведомления о получении и расходовании средств и имущества, поступающих от иностранных государств, международных организаций, иностранцев и лиц без гражданства.
Что особенно примечательно, в новом реестре теперь предлагается указывать не только наименование и БИН организации, как это было ранее, но и источник, а также сумму финансирования. Это ключевое отличие от прежних правил.
В министерстве финансов поясняют, что цель изменений – повышение прозрачности информации о том, кто, сколько и на какие цели получает иностранное финансирование. На основе предоставляемых уведомлений и отчётов будет формироваться единая база данных, которая позволит отслеживать движение средств, снижать риски теневой экономики и обеспечивать прозрачность финансовых потоков.
Кроме того, как подчёркивают в ведомстве, это также элемент национальной безопасности, поскольку речь идёт о контроле над иностранным влиянием в сферах, где особенно важны общественная и правовая стабильность.

Как публиковался реестр КГД раньше

Как предлагается публиковать реестр
Законно ли это?
Юрист фонда "Правовой медиа-центр", эксперт в области национального и международного медиа-права Гульмира Биржанова отмечает, что появление таких данных в открытом доступе может затронуть вопросы приватности и защиты персональных данных.
"Мы помним ситуацию, когда был опубликован первый реестр, и тогда речь шла о публикации персональных данных. Если сейчас в реестре появятся имена и суммы, это может подпадать под действие Закона "О персональных данных и их защите". Публикация таких сведений без согласия может нарушать права физических лиц. В большинстве демократических стран существует отчётность НПО, но не публичное раскрытие доноров", – пояснила Гульмира Биржанова.
По словам юриста, государство вправе требовать отчётность и контролировать использование иностранных средств, особенно если речь идёт о вопросах национальной безопасности. Однако публикация детализированных сведений без согласия организаций может противоречить праву на приватность, защите от дискриминации и свободе объединений.
"Публичность такого реестра, особенно в части сумм и источников, способна привести к давлению на организации и навешиванию ярлыков. Если быть честными, подобные нормы должны касаться всех", – добавила она.
Государство должно обосновывать каждое ограничение в отношении НПО
Гульмира Биржанова подчёркнула, что Казахстан, как участник международных конвенций, обязан соблюдать стандарты пропорциональности ограничений при введении новых форм отчётности или раскрытия данных.
"Если мы говорим о международных стандартах, которые, кстати, Казахстан ратифицировал, то при введении новых ограничений – например, обязанности НПО раскрывать источники – государство должно доказать, что выполняются три условия одновременно. Первое – ограничение должно быть установлено законом, а не просто решением чиновника или постановлением. Второе – оно должно преследовать законную цель: защиту национальной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности или прав других лиц. И третье – ограничение должно быть необходимым и соразмерным, то есть не наносить больше вреда, чем пользы", – пояснила она.
Юрист также отметила, что если некоммерческая организация уже предоставляет отчётность государству, этого должно быть достаточно. По её словам, требование публиковать имена доноров и суммы пожертвований в открытом доступе является чрезмерной мерой.
В качестве примера она привела недавнюю ситуацию с благотворительным фондом Перизат Кайрат, когда обсуждение публичности финансовых данных вызвало широкий общественный резонанс. В этом случае изменение законодательства о благотворительности можно считать оправданным. Что касается НПО – для подобных изменений предпосылок нет.
Прочие нововведения
Ещё одно нововведение – переход от разового уведомления к постоянной финансовой отчётности. Если раньше достаточно было просто сообщить о получении иностранного финансирования, то теперь организации должны регулярно отчитываться о его расходовании.
В новом порядке появляются две отдельные формы:
- уведомление – о факте получения денег или имущества от иностранных источников;
- сведения – о том, как эти средства использованы.
Отчёты необходимо подавать дважды в год, пока полученные средства полностью не израсходованы. Даже если операций не было, подаётся "нулевой" отчёт.
Кого касается
Под действие правил подпадают лица и структурные подразделения юридических лиц, получающие средства или имущество от зарубежных источников. При этом отчётность требуется даже при поступлении суммы от 1 тенге, если средства направлены:
- на оказание юридической помощи, правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций;
- проведение и публикацию социологических и общественных опросов (если они не коммерческие);
- сбор, анализ и распространение информации (также не в коммерческих целях).
Таким образом, под контроль могут попасть НПО, исследовательские центры, правозащитные организации, аналитические структуры и другие субъекты, получающие иностранное финансирование на общественно значимые направления деятельности.
Как это будет работать
Все получатели иностранного финансирования обязаны в течение 10 рабочих дней после получения средств или имущества направить уведомление в органы государственных доходов.
Если условия получения изменились (например, сумма или сроки), уведомление подается заново как "дополнительное".
Кроме того, дважды в год необходимо предоставлять сведения о получении и расходовании этих средств. Отчёт нужно сдать не позднее 15 числа второго месяца после окончания отчётного полугодия. При этом даже если за отчётный период ничего не получено и не израсходовано, нужно представить "нулевой" отчет.
Документ можно подать на бумаге или в электронном виде через систему налоговой отчетности. Электронные формы подписываются ЭЦП, а бумажные – заверяются печатью (для юрлиц).
Контекст
Тема иностранного финансирования стала одной из самых обсуждаемых в Казахстане за последний год – её неоднократно поднимали на уровне парламента.
К примеру, депутат мажилиса Ирина Смирнова предложила ввести в Казахстане закон об иностранных агентах – такой, как действует в других странах, в том числе западных. Она предложила пересмотреть статус некоторых неправительственных организаций и усилить контроль над тем, как и на что они получают деньги из-за границы. Особенно это касается НПО, которые работают в сфере СМИ, прав человека, демократии и гражданской активности.
В стране около 200 таких организаций, и 70% из них финансируются из США. По данным правительства, деньги на гранты дают 165 доноров – это международные организации, иностранные госструктуры и зарубежные НПО. Смирнова уверена, что без контроля трудно понять, кто помогает искренне, а кто может вредить стране.
Ранее в Казахстане уже обсуждали работу USAID (американского агентства по международному развитию), и это вызвало споры. По словам депутатов, многие казахстанцы не одобряют тот факт, что иностранные организации пытаются продвигать чужие ценности.
Справка
В Казахстане уже есть список людей и организаций, которые получают финансирование из-за рубежа. Его опубликовали в 2023 году – в него вошли 240 фондов, организаций и известных медийных личностей.
Источник: Bes.media








