МЕЖДУ ДВУХ «П», ИЛИ КОМУ В АКИМАТЕ ЗАКОН НЕ ПИСАН
2 ноября, 2006 - 13:37
МЕЖДУ ДВУХ «П», ИЛИ КОМУ В АКИМАТЕ ЗАКОН НЕ ПИСАН
Автор: Администратор
5869

Presscenter.kz,



Правда или позитив? Вопрос, равный по своей глобальности бессмертному «Быть или не быть», в очередной раз поставлен перед журналистами «Нашей Газеты» особо одаренными сотрудниками областного акимата.

Руслан ИЛЬЯСОВ, Игорь ПРАВЩИКОВ, «Наша газета», г. Костанай

27 октября корреспондентов «НГ» не пустили на заседание областного актива, где свежевыбранные акимы Рудного и районов присягали на верность Казахстану и всем его законам, не исключая, заметьте, и Закон «О СМИ». Пресс-секретарь акима области Алла Дрыга, по чьему личному распоряжению открытое мероприятие оказалось закрытым исключительно для нас, объяснила это тем, что «Наша Газета» не желает договариваться и освещать мероприятия позитивно.

У меня на то есть три причины

О присяге нам накануне сообщили в областной избирательной комиссии. О том, что тут же должен состояться областной актив, мы не знали – как уже было писано, пресс-служба областного акимата давно не сообщает газете о мероприятиях, проводимых в акимате. Впрочем, и присяга акимов, и областной актив – мероприятия открытые. Особого приглашения не требуется. Информировать о них читателей – право газеты.

Однако не успели мы с фотокором войти в холл, как на пути возникли два сотрудника областного акимата, которые отказались пропустить нас в зал. На просьбу объяснить причину, последовал ответ №1: Поскольку выборы проводились в районах, то и на присягу пригласили преимущественно представителей районных СМИ.

Пока произносился сей текст, в сторону зала дружно следовали прочие представители костанайских СМИ. «Так почему?» - поинтересовались мы вторично. Главный специалист аппарата акима Газиз АХМЕТЧИН, косясь в сторону безмятежных наших коллег, выдал ответ №2: В зале не хватает мест.

Мы люди не гордые, согласились работать стоя. Тогда, лишь слегка запнувшись, многоуважаемый специалист озвучил ответ №3: В списке, аккредитованных на данном мероприятии СМИ, «Наша Газета» отсутствует.

Все остальные вопросы были пресечены коротким: идите вы к руководителю пресс-службы акима, это ее распоряжение.

Решив не тратить слов понапрасну, мы спокойно направились в зал. Видя, что остановить нас не удается, а схватить журналиста руками как-то совсем уж беспредельно, Ахметчин закричал, чтобы дежурящие у дверей сотрудники закрыли двери в актовый зал и не пускали нас. Двери моментально захлопнулись, а перед ними выросли еще «два молодца, одинаковых с лица». Драться мы, естественно, не стали.

А не пишите, что мне не нравится!

Пока в фойе разгорался скандал, пока на место боевых действий прибыли наш юрист Игорь Дудин и юрист ОФ «Северо-Казахстанский правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова, главный редактор «НГ» Ольга Колоколова, связалась по телефону с пресс-секретарем акима области Аллой ДРЫГА.

Да, - подтвердила та, - «НГ» не внесена в список приглашенных намеренно, по моему распоряжению. Причина? Однажды вам уже давали аккредитацию, но корреспонденты «НГ» не выполнили договоренность о позитивном освещении мероприятия. 

Трудно представить себе, что имела в виду Алла, поскольку газета никогда не договаривалась и впредь не намерена договариваться относительно мнений своих сотрудников и их взглядов на любые события. 

Чуть позже корреспондент «НГ» перезвонил Алле еще раз. Диалог с пресс-секретарем стоит подробного его цитирования.

- Алла, почему нас не пустили на актив?

- Вас не пустили на мероприятие, потому что «Нашей Газеты» не было в списке аккредитованных СМИ. 

-Почему нас не включили в список?

-Для начала вам нужно было позвонить и выразить интерес, если вы хотели на нем присутствовать. Все, кто позвонил и спрашивал про это заседание, все были у меня в списке.

-Но ведь в разговоре с главным редактором вы указывали совсем другую причину отказа, дескать «НГ» не хочет позитивно освещать мероприятия.

- Правила аккредитации гласят, что аккредитовано может быть только то издание, которое официальное событие преподносит так, как оно есть, и подает информацию объективно.

- Было сказано позитивно, а не объективно. И в каком конкретно законе говорится, что СМИ должны писать позитивно?

- Я имела в виду не только объективизм и позитивизм. Я считаю, что визит главы государства прошел как нельзя более позитивно, а вы его осветили необъективно (…) В конце концов, в нескольких выпусках вы так все раздули, и про билеты на стадионе, и про все остальное. Да что вам объяснять? Вы и так сами знаете, о чем идет речь.

- В каком законе говорится, что СМИ должны освещать события позитивно? В каком употреблено понятие «объективно»?

- В правилах аккредитации четко говорится, что на совещаниях имеют право находиться только те журналисты, которые получили аккредитацию непосредственно в органе, который ее выдает. Аккредитацию на совещания в акимате выдаю я.

Специалист аппарата областного акима Газиз Ахметчин и пресс-секретарь акима области Алла Дрыга (более известная всем под девичьей фамилией Гаража) совсем недавно были зауряд-сотрудниками местных СМИ. Один пытался быть ди-джеем, другая ладила новостийные сюжеты. Перейдя на государственную службу, оба стали рьяными борцами за позитивное освещение событий. Рьяными настолько, что ни по чину стали решать, как и в каком русле должны освещать события их коллеги. Что это – цензура, избирательное отношение к масс-медиа или обычное хамство чиновников невысокого полета? Пусть нужное подчеркнет читатель.

Мы же позволим себе дать определение тем словам, которыми так непрофессионально манипулирует уважаемая г-жа Дрыга. А заодно и тех, значение которых, похоже, она не знает. За достоверность публикуемых нами материалов мы отвечаем по закону. А за позитивное восприятие газеты отдельными сотрудниками акимата не отвечаем, и в ближайшее время отвечать не планируем. Нравиться лично г-же Дрыге нас закон, слава богу, не обязывает.

Комментарий

Тамара КАЛЕЕВА, президент международного фонда защиты свободы слова «Адил Соз»:

Очень жаль, что в акимате Костанайской области работает пресс-секретарь, который плохо знает Закон «О СМИ» и, в частности, правила аккредитации. Они не предусматривают тех условий для отказа, на которые она ссылается. Я бы ей рекомендовала связаться с соответствующими службами администрации президента, которые неоднократно проводили семинары для пресс-секретарей. Там бы пресс-секретарю объяснили, что открытая, полезная для общества информация должна предоставляться всем СМИ без какой-либо дискриминации. Какое-то личное предпочтение, какие-то оценочные суждения чиновников просто недопустимы при выборе тех или иных СМИ. 

Аккредитация - это режим наибольшего благоприятствования для журналистов, а совершенно не необходимое условие для того, чтобы журналисты присутствовали на тех или иных открытых общественно-важных мероприятиях. Вы имеете полное право, если у вас есть доказательства позиции пресс-секретаря, обратиться в суд по поводу неправомерного отказа в предоставлении информации. 

Вопрос объективности или необъективности должен касаться только вопросов достоверности изложения фактов. Оценка фактов, интерпретация фактов, форма подачи фактов – это исключительная компетенция журналиста и редакции. Это вопрос творческой самостоятельности и творческой независимости. Нужно помнить, что СМИ - это не орган акимата, тем более «Наша Газета». Это надо хорошо запомнить людям, которые не могут расстаться со стереотипом, что газета должна обслуживать власть исключительно в таком коленопреклоненном положении