

Закон «О масс-медиа», вызвавший споры в казахстанском медиасообществе, вступил в силу в 2024 году. В нём впервые было введено понятие единой медиаплатформы, которая должна была заработать 1 января 2025 года. Однако она до сих пор не запущена. Редакция Factcheck.kz решила выяснить, почему так произошло.
Что такое медиаплатформа
В подпункте 11 статьи 1 Закона «О масс–медиа» медиаплатформа определяется как единая информационная система, предназначенная для реализации государственной информационной политики.
Среди прочего, посредством единой медиаплатформы будут выдаваться аккредитационные карты для журналистов. Об этом сказано в статье 28 закона.
Кроме того, через единую медиаплатформу будут осуществляться предоставление грантов и мониторинг их реализации, о чём говорится в статье 33.
Таким образом, у медиаплатформы как минимум три функции: аккредитация, распределение грантов и контроль их выполнения.
Почему медиаплатформы ещё нет?
Помимо вопроса о том, почему медиаплатформа ещё не запущена, у медиасообщества возникают и другие: например, какие ещё функции она будет выполнять и может ли третья сторона, помимо грантополучателя и министерства, контролировать процесс реализации грантов.
Factcheck.kz направил эти вопросы в Министерство культуры и информации 5 августа. Ведомство, однако, ответило ссылкой на уже упомянутые статьи закона «О масс-медиа». После того как редакция заявила о неудовлетворённости ответом, министерство сообщило:
В настоящее время соответствующие средства из бюджета на реализацию данной системы не выделены, и этот вопрос прорабатывается с уполномоченными органами.
Министерство культуры и информации
Согласно порядку введения закона в действие, закон вступил в силу в 2024 году, а статьи, касающиеся медиаплатформы, начали действовать с 1 января 2025-го. Фактически она уже должна работать, но её нет.
Factcheck.kz направил запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой дать правовую оценку ситуации. В официальном ответе ведомство заявило, что «в настоящее время правовых оснований для введения актов прокурорского надзора нет».
Напомним, В 2024 году в комментарии для издания «Власть» мининформ сообщил, что определит разработчика единой медиаплатформы на конкурсной основе через портал госзакупок, а сумма выделяемых средств определит республиканская бюджетная комиссия.
Что изменит медиаплатформа?
Юрист «Правового медиа-центра» Гульмира Биржанова скептически относится к перспективам работы единой медиаплатформы и считает, что эта система всё равно не обеспечит принцип прозрачности.
Я не возлагаю больших надежд на платформу, поскольку это всего лишь техническое решение, но важный вопрос с госинформполитикой остаётся открытым: прозрачность. Поменяет ли это ситуацию в целом — я сомневаюсь.
Гульмира Биржанова
По словам Биржановой, без изменения всей системы перемен не будет.
Единая медиаплатформа — это всего лишь инструмент. Менять надо полностью систему и подходы к регулированию медиасферы в Казахстане. Даже когда её запустят, это никак не отразится на положении независимых СМИ и не повлияет на свободу слова.
Гульмира Биржанова
Юрист также выразила сомнения что «особый статус журналиста», закреплённый в законе «О масс–медиа», будет этим законом гарантироваться.
«Особый статус журналиста» — статус журналиста, предусматривающий защиту прав и свобод журналиста, расширенные права при поиске, запросе, получении и распространении информации, а также иные особые права, установленные настоящим Законом. Понятие на первый взгляд достаточно хорошее, но в большей степени носит декларативный характер. Так как в закон дальше это понятие не поддерживается, нет гарантий этого статуса. И пока в закон не внесут реальные механизмы защиты журналистов, это работать не будет. Например, мы много говорим о том, что нужна дополнительная ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста. Так действующий таких гарантий не даёт. И в целом менять нужно подход для журналистов. Свобода слова — это не только гарантированное Конституцией право, но и реализация профессионального долга.
Гульмира Биржанова
Министр информации Аида Балаева, в свою очередь, характеризует закон «О масс–медиа» как своевременный и прогрессивный.
Принятию закона предшествовала очень кропотливая и долгая работа. Проект разрабатывался не келейно, каждая статья обсуждалась с учетом прогрессивного международного опыта, с привлечением ведущих экспертов в области масс-медиа и, конечно же, с непосредственным участием журналистского сообщества. Все предложения коллег были услышаны и максимально учтены при разработке проекта закона.
Аида Балаева
Источник: Factcheck.kz








