КТО ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ?
31 августа, 2006 - 17:40
КТО ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ?
Автор: Администратор
748

Presscenter.kz,



Классные специалисты для медиарынка нужны в первую очередь государству.

Одним из главных событий последней недели на медиарынке Казахстана является обнародование Концепции развития конкурентоспособности информационного пространства РК на 2006-2009 годы. В этом документе говорится, что на информационном рынке наблюдается «отсутствие достаточного количества специалистов-профессионалов, соответствующих требованиям современного информационного рынка, - менеджеров, творческих работников, журналистов, аналитиков, телеведущих, стрингеров, технологов, юристов и др.».

"С пером и шпагой", №7 от 31 августа 2006 г.

А согласны ли сами журналисты с тем, что профессионализм на рынке казахстанских СМИ оставляет желать лучшего? Вот что думают по этому поводу наши коллеги-журналисты из разных регионов страны.

Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, главный редактор газеты «Азбука недвижимости», Караганда:

- Я согласен с этим тезисом Концепции. Профессионалов мало. Но ведь и государство само выделяет очень мало грантов, скажем, на специальность «журналистика» (про другие специальности современного информационного рынка я вообще молчу). Ну что такое 20-40 грантов в год? А платное обучение с каждым годом дорожает. При этом дорогое образование не значит лучшее, потому как преподают в вузах либо вчерашние студенты-магистранты без опыта работы, либо старые комсомольские работники. Практики-профессионалы преподавать не идут. Возможно, было бы правильнее принимать на факультеты журналистики людей, уже имеющих высшее образование. В этом случае 
появилась бы специализация. Возможны и другие варианты. Но, так или иначе, специалистов надо готовить, а не просто кричать о том, что их нет. И для их подготовки государство должно создавать условия. Безусловно, рыночная экономика все расставит на свои места, но на это уйдет очень много времени. Если сейчас не создать условия для появления на информационном рынке специалистов, то Казахстан никогда не войдет в число 50 конкурентоспособных стран мира. Потому что информация - это самое дорогое, что можно продать. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Необходимо развивать отрасль информационных услуг, и думать об этом прежде всего должно государство, принимая реальные программы и финансируя их в должном объеме. Прежде чем на рынке информационных услуг появится конкурентная среда, этот рынок следует наполнить специалистами. Должен быть избыток желающих стать журналистами. Пора уже покончить с дефицитом журналистских кадров, который сегодня наблюдается во всех городах Казахстана.

Сергей ЗАРВА, член Союза журналистов РК, Усть-Каменогорск:

- Сегодня действительно наблюдается дефицит качественных кадров для СМИ. К сожалению, уровень подготовки специалистов в региональных вузах оставляет желать лучшего. По моим наблюдениям, выпускники журфака слабо ориентируются на 
профессиональном поприще. Студенты третьего курса информацию, как следует, отписать не могут, не говоря уже о каких-либо серьезных материалах. Зато в амбициозности им не откажешь. И дело не в программах обучения и профессорах (хотя и в них тоже). Единственный на кафедре профессор может вести три-четыре 

дисциплины, базируясь на своем опыте работы в средствах массовой информации в годах эдак семидесятых, несмотря на то что журналистика и технологии СМИ давно шагнули вперед. Нисколько не умаляю профессионализма и деловые качества наших педагогов, но программа обучения составлена так, что будущие акулы пера в основном изучают русский язык и литературу. Профильные дисциплины практически читаются по одному учебнику 
Ворошилова. И порой студенты на занятиях по журналистскому мастерству, радио-журналистике, такой дисциплине, как «журналистика и менеджмент», и пр. получают от разных педагогов практически одну и ту же информацию. Почему в вузах нет журналистов-практиков? На это есть две причины, имеющие одни и те же корни. 

Во-первых, их неохотно приглашают в вузы, потому что штатным педагогам придется делиться часами, а от этого зависит размер заработной платы. Нужно сказать, что у преподавателей она мизерная. 

Во-вторых, журналисты сами отказываются, потому что им стараются платить по 
остаточному принципу, т.е. предлагают минимальные ставки. 

И еще один нюанс. Зачастую творческий конкурс в вуз проходит формально. Абитуриенты приносят заметки и информацию, неизвестно где и когда опубликованные. Но этого достаточно, чтобы поступить на престижный факультет. Если говорить о выпускниках, то лишь небольшая их часть находит себя в журналистике. Те, у кого звездочка во лбу, востребованы и давно нашли свое место под солнцем. Остальные кочуют из редакции в редакцию. Вероятно, это следствие рыночных отношений. Владельцы СМИ, размножающихся, как грибы после дождя, зачастую набирают в штат 
людей, далеких от журналистики. Им платить много не нужно. Профессионал же за копейки работать не пойдет. В результате с экранов и в радиоэфире звучит безграмотная речь, ведущие не блещут интеллектом, а газетные публикации пестрят «перлами». 
Не могу не сказать и о случаях отсутствия порядочности в молодой журналистской среде. Уже ничего зазорного недавние выпускники не видят в плагиате, подтасовке и передергивании фактов. Об этом ожно судить только потому, насколько часто в прессе стали появляться уточняющие материалы и опровержения.

Аскар ШОМШЕКОВ, директор ОФ «Павлодарский Центр поддержки региональной журналистики»:

- Смена поколений в средствах массовой информации, происходившая в конце 90-х - начале 2000-х годов, больше всего коснулась электронных СМИ. По сути, это было временем дилетантов. Устроиться на работу в телекомпанию можно было очень легко. Основная масса сотрудников оказалась людьми с улицы. На региональных телеканалах осваивали новое оборудование, новые технологии без отрыва от производства. В обучение своих сотрудников телекомпании вкладывали огромные средства и ресурсы, при этом не получая никаких гарантий, что обученные кадры удастся удержать.

Государство же вместо помощи электронным СМИ устраивало конкурсы на теле- и радиочастоты, поднимало плату за лицензирование для региональных телестанций до 100 тысяч долларов. В результате в одном только Павлодаре из трех существующих на тот момент одна телекомпания была вынуждена закрыться, а другая попала в финансовую кабалу и много лет почти всю прибыль перечисляла в счет погашения своего долга. Это тоже повлияло на отток профессионалов из сферы электронных СМИ. С трудом выжившие телеканалы оказались не в состоянии оплачивать труд профессионалов, обновлять оборудование и существовали во многом за счет ретрансляции российских каналов. Хочу отметить, что даже в этих условиях почти все региональные телекомпании делали новости, несмотря на то, что это очень дорогостоящий телевизионный продукт. Затем, как мы помним, ограничили и ретрансляцию российских каналов. 

Можно еще вспомнить события 2002 года, когда под предлогом проверки соблюдения условий лицензирования правительственная комиссия во главе с вице-премьером Бауржаном Мухамеджановым способствовала закрытию 5 телекомпаний. 

Казахстанские электронные СМИ все это время развивались и выжили не благодаря поддержке государства, а вопреки ему. Так о каком профессионализме можно говорить, если сегодня в телекомпаниях сотрудники, стаж работы которых достигает 5-6 лет, 
считаются ветеранами? Мы пожинаем плоды политики государства в сфере электронных СМИ, которую оно проводило все последние годы. Правительство слишком поздно озаботилось проблемой конкурентоспособности казахстанских электронных СМИ. В результате все, кто может себе позволить, покупают спутниковые тарелки и подключаются к кабельному телевидению, чтобы иметь возможность смотреть качественное телевидение.

Алексей ГОНЧАРОВ, независимый журналист, Шымкент:

- Да, такое явление, как недостаток профессиональных кадров на медиарынке, имеет место. Я считаю, что это следствие общего низкого уровня образования в наших вузах в целом и на журфаках в частности. Да и требования, которые предъявляются к работникам... Многие журналисты элементарно географии Казахстана не знают, так же, как и редакторы, а в результате - ляпы, то же самое и по истории, и в юридическом плане. В Шымкенте, если открывать газету, журналистов не найдешь, надо самому их готовить.

Алия АХМЕДИЕВА, редактор газеты «Правовой Талдыкорган»:

- Казахстанские СМИ далеки от своего предназначения - доносить до читателя правдивую и неискаженную информацию. Отсюда низкий профессиональный уровень работников пера. Ведь для них в первую очередь важно обслуживать «»хозяина», а не следовать 
канонам профессии. Сегодня наблюдается сверхконценртрация СМИ в одних руках, а именно, в руках власти. Из-за подобной монополизации наблюдается повсеместная манипуляция сознанием. Со страниц газет и экранов телевизоров навязываются стереотипы мышления и поведения. Если одни СИМ заинтересованы в том, чтобы обслуживать власти предержащие, то другие пытаются работать на потребу, занимаясь 
публикацией сканвордов, откровенных фото и анекдотов или же слухов и сплетен о частной жизни звезд кино и эстрады. 

На мой взгляд, ошибка и тех, и других СМИ в том, что они не апеллируют к человеческой духовности, не пытаются наладить душевный контакт с читателем. Наверное, поэтому читатель, прочитав статью в газете или посмотрев передачу, моментально о них 
забывает. Ведь то, что рассчитано на удовлетворение неодолимой скуки, не может рождать обратную связь. 

А впрочем, не все у нас негативно в журналистике, иногда встречаются и отдельные материалы, которые напоминают о нашем главном человеческом предназначении – мыслить и вращать земной шар к цивилизации и прогрессу.