КРИТИКА НЕ МОЖЕТ ЗАДЕВАТЬ НИ ЧЕСТИ, НИ ДОСТОИНСТВА ЧИНОВНИКА
10 ноября, 2006 - 13:27
КРИТИКА НЕ МОЖЕТ ЗАДЕВАТЬ НИ ЧЕСТИ, НИ ДОСТОИНСТВА ЧИНОВНИКА
Автор: Администратор
764

Presscenter.kz,



Общественный фонд «Альянс региональных СМИ» при поддержке Фонда Сорос-Казахстан провел в Астане семинар для журналистов «Техника юридической безопасности: защита чести, достоинства, деловой репутации». Актуальность темы привлекла корреспондентов не только газет, но и телеканалов, которые несмотря на вечную спешку, нашли возможность задержаться и поучаствовать в дискуссиях.

Альянс региональных СМИ

Дискуссии начались с первый минут семинара, как только юристы, проводившие занятия, ввели слушателей в тему. Юрист АРСМИ Фаризат Касимова привела статистику конфликтных ситуаций, связанных с исками о защите личных неимущественных прав. Таких дел за последние два года в Астане и Акмолинской области набралось полтора десятка. В основном подавали на журналистов: частные лица, предприниматели, чиновники. Для последних красной тряпкой была критика в свой адрес. В отличие от мировой практики, когда конфликт между прессой и госслужащим, находящимся на публичной работе, считается нонсенсом. С одной стороны, в демократ-ических странах лучше понимание критической и контрольной функции прессы. С другой - тот, кто подает иск и проигрывает дело, может понести серьезные материальные потери.

В наших же реалиях созданы все условия для напад-ок на прессу: минимальная пошлина, срок исковой давности не ограничен, часто судьи отказывают в назначении лингвистической экспертизы, а суммы исков - это отдельная история. В среднем они со-ставляют сотни тысяч и доходят до десятков миллионов тенге. Приглашенный из Алматы тренер семинараГанна Красильникова проанали-зировала несколько нашумевших дел последнего времени, в которых ответчиками выступали СМИ. Она привела любопытную точку зрения, бытующую даже в судейской среде: журналисты, по мнению некоторых служителей Фемиды, должны «владеть пером коррек-тно», то бишь не высовываться, а непомерно высокие исковые требования к СМИ соответственно оправды-ваются также по-бытовому просто: «чтобы неповадно было».

Телевизионщиков волновала закрытость большинства судей для камер. Почему трудно сделать видео-запись даже с оглашения приговоров? – недоумевали они.- Разве судьи не госслужащие и публичные персоны?

Журналисты пытались выведать у принимавших учас-тие в работе семинара судей г. Астаны Сагадат Каспаковой и Бауржана Диханбаева каких прин-ципов они придерживаются при вынесении решений по делам данной категории. 

- Я должен быть уверен, что судья примет объек-тивное решение, иначе мы будем сталкиваться с аб-солютными претензиями друг к другу, которые ничем не подтверждаются, и претензией судьи рассудить всех и вся, - заметил корреспондент одной из газет.

Редактор нового, но уже заявившего о себе на газетном рынке Астаны еженедельника, рассказала о претензиях предпринимателей к одной из популярных рубрик газеты, освещающей уровень столичного сервиса. 

- Свобода выражения мнения допускает как крити-ческую, так и негативную оценку работы в данном случае сферы услуг,- сказала она.- Но наши пред-приниматели считают правыми только себя.

В ходе семинара четко прозвучала мысль о том, что сама социальная функция средств массовой инфор-мации чревата конфликтами, так как они находятся на острие общественных проблем и призваны инфор-мировать население не только о положительной сто-роне жизни, но и негативной, проблемной, затра-гивающей различные интересы. И здесь во многих случаях отношения сторон становятся оппозицион-ными, нередко с предвзятым подходом к СМИ.

Тренеры объяснили участникам семинара почему государственные органы не являются носителями деловой репутации и не могут требовать ее судебной защиты; что критика не может задевать ни чести, ни достоинства; разницу между требованиями об опровержении и удовлетворении морального вреда.

Были даны рекомендации по оценке юридической безопасности распространяемой информации. В завершение семинара была проведена деловая игра «Судебный процесс», где судьи и журналисты поменялись ролями, что способствовало сближению профессиональных интересов и лучшему пониманию действующего законодательства.