КОМУ ИНТЕРЕСНО БЫТЬ РУПОРОМ ВЛАСТИ?
25 декабря, 2007 - 14:18
КОМУ ИНТЕРЕСНО БЫТЬ РУПОРОМ ВЛАСТИ?
Автор: Администратор
624

Presscenter.kz,




О непрестижности нашего труда и солидарности журналистов



Профессию журналиста пытаются очернить нынче все, кому не лень. И власти, и писатели, и даже кинематографисты. Обществу намеренно навязывают образ журналиста как некоего прощелыги, который везде сует свой нос, раскапывая грязные детали чужой жизни. Безусловно, «желтизна» и «джинса» – бич современной журналистики. Но так ли уж белы и пушисты сами власти?

Ирада ГУСЕЙНОВА, аналитик по странам СНГ Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России, "С пером и шпагой"

Когда «журналист» звучит опасно

В Туркменистане и Узбекистане «журналист» давно звучит опасно. Туркменистан очень закрытая страна. Наш центр уже довольно долго не может получить оттуда данные о том, сколько журналистов находится в заключении. Впрочем, там все журналисты находятся под жестким контролем власти. А если ребенок уехал учиться этой профессии за рубеж, то под контроль и давление попадают его родители. Трудно себе такое представить, но знаем, что как только ребенок написал что-нибудь о стране не так, к его папе и маме тут же приходят люди и просят серьезно поговорить с чадом, чтобы не баловал на чужбине, мол, зачем неправду пишет, у нас ведь все хорошо! Вернутся ли молодые специалисты, будут ли работать по профессии? 
В Белоруссии умудряются пакостить журналистам, часто и ложно обвиняя их в оскорблении президента матом. То есть пришел журналист, например, на пресс-конференцию, сидел себе тихонечко, а потом к нему подходят и сообщают, что он задержан за то, что ругался матом, вот и свидетели имеются.

В Казахстане своеобразная ситуация. Нас всех шокировали поправки, которые предложило МВД, касающиеся работы журналистов и СМИ. Меня лично шокировало поведение министра Ертысбаева, который ездил в ОБСЕ, чтобы попытаться пропихнуть там эти поправки, подсовывал этот законопроект, мол, смотрите, в нем все хорошо, все чудненько. На самом деле эти поправки развязали бы форменный произвол против журналистов и СМИ.

И никто, никто из властей стран СНГ не желает убирать из законодательства нормы о возможности уголовного преследования журналистов. За исключением Украины, Грузии и Молдавии. Между тем мониторинг показывает, что наличие таких положений в законодательстве никак не влияет в процентном отношении на количество судебных дел о клевете. То есть власти, когда говорят, что не могут отменить эти нормы, потому что иначе журналисты завалят читателей, мягко говоря, недостоверной информацией, лукавят. Главный цензор у журналистов – читатель, который рублем бьет по завравшимся изданиям. 

Лукавят власти и когда говорят, что в некоторых странах Европы действуют нормы, позволяющие привлекать журналистов к уголовной ответственности. Утверждая это, они забывают добавлять, что еще ни один западный журналист не оказался за решеткой по этим статьям. Они умалчивают, что эти нормы там не работают, причем очень-очень давно. 

Почему уходят профессионалы?

В последние время все чаще замечаем, как ряды журналистов редеют. Профи уходят из профессии. Почему? Да надоело! Просто надоело, что их не слышат, надоело вкладывать в значимые для общества материалы душу, время, мозги и не получать результатов. Где резонансы? 
Для республик СНГ свойственны факты игнорирования журналистского труда – вроде как пишет, ну и пусть себе пишет. Это только за границей: появился скандальный материал в СМИ – и чиновник ушел в отставку. У нас в лепешку можно расшибиться, собирая и публикуя даже самые шокирующие журналистские расследования. Результатов нет! Резонанса нет! Что остается профессионалу, кроме как махнуть рукой и сказать: «А пошли вы все!» Мало кому интересно быть исключительно рупором власти или этаким безликим передаточным устройством от события к читателю. 

Ряды журналистов не пополняются и молодыми кадрами. Молодежь ведь нынче мыслит прагматично. Заработков в журналистике нет, а вот проблем – выше крыши. Зачем они? Кому нужны? Молодежь идет работать либо в прикормленные властью издания, либо пресс-секретарями и пиарщиками. Работа тоже творческая, а платят больше. 

Капля камень точит

Если бы журналисты были солидарны, добились бы большего. Большая беда в том, что нет взаимовыручки, готовности драться за своего коллегу. Мне могут возразить, что СМИ нынче – конкуренты, о какой взаимовыручке, солидарности может идти речь? Я отвечу, что цена такой конкуренции – уничтожение профессии. 
В Азербайджане недавно был такой случай. Закрыли власти одно оппозиционное издание. Казалось – радуйтесь, конкуренты! Но ведь не стали. Наоборот, предложили свои полосы для того, что закрытое властями издание выходило в свет, чтобы голос его журналистов был услышан. Так, по очереди, они публиковались на страницах разных изданий. По-моему, очень удачный пример того, как надо бороться с властью! Ведь чего она добивалась? Заткнуть неугодных писак! Но не получилось! Не получилось благодаря солидарности коллег! 
Или чем плох пример украинских СМИ, когда они перед очередными выборами, устав от грязи, которой нещадно поливали друг друга кандидаты, заявили, что проведут «День без политиков». То есть почти все украинские издания не напечатали ни строчки о грядущих выборах или разборках между политиками. Или посмотрите, как грузинские журналисты нынче отстаивают телекомпанию «Имеди», какой ажиотаж подняли, как мощно давят на президента! 

То есть бороться можно, нужно только сплотиться и вспомнить, что профессия журналиста предполагает наличие храбрости и мужества, необходимых не только для того, чтобы отстаивать свое право на профессию, но и коллеги-конкурента. Всех заткнуть разом невозможно.