КОМУ И ПОЧЕМУ ОТДАЛИ ЧАСТОТЫ?
14 марта, 2007 - 17:40
КОМУ И ПОЧЕМУ ОТДАЛИ ЧАСТОТЫ?
Автор: Администратор
581

Presscenter.kz,



На комиссии с участием Ертысбаева о диалоге даже речи не было - сплошной монолог министра

Оксана МАКУШИНА, "С пером и шпагой"

Прокомментировать итоги работы Комиссии по проведению конкурсов на получение права на наземное телерадиовещание в Республике Казахстан мы попросили тех, кто подписался под открытым обращением к генеральному прокурору, главам Верховного суда и Администрации президента.

С исполнительным директором ТРК «31 канал» Нуржан МУХАМЕДЖАНОВОЙ нам так и не удалось переговорить, а вот Мирбулат КУНБАЕВ, генеральный директор телекомпании «ЭРА ТВ», дал ряд интересных пояснений по итогам тендера на теле- и радиочастоты.

«Нам просто не дали рта открыть!»

Мирбулат, Вы не первый раз принимали участие в подобном конкурсе?

- Не то слово! Наша компания принимала участие при разных председателях - и при Тасмагамбетове, и при Мухамеджанове, и при Кул-Мухаммеде, так что нам есть с чем сравнивать…

И как обычно проходил тендер?

- У каждого председателя комиссии, который занимался распределением частот, был определенный порядок: приходишь на комиссию, тебе дают время на то, чтобы ты представил свою концепцию, что ты хочешь, на какую частоту претендуешь, какие программы планируешь вещать, откуда будет финансирование, рассказываешь о своих технических параметрах. Потом члены комиссии задают уточняющие вопросы, на которые отвечают специалисты: «технари» или творческие работники. То есть был какой-то диалог.

Нынче диалога не было?

- Нынче на комиссии с участием Ертысбаева о диалоге даже речи не было, был сплошной монолог министра. Нам просто не дали рта открыть!

А когда стало известно, что часть частот, выставленных на конкурс, снята?

- Когда мы уже все приехали на конкурс, сразу завели всех участников и объявили, что часть частот снимается с конкурса, в основном это были районные частоты. Их снятие объяснили тем, что они оказались не согласованы с Минобороны. Поэтому почти половину частот из заявленных в целом сняли. И те, кто приехал за районными частотами, уехали несолоно хлебавши. 

Насколько обосновано было объяснение, что не получали частоты компании из-за неправильно оформленных документов, ведь вроде как не первый раз приехали на такой конкурс?

- У некоторых действительно были какие-то ошибки в оформлении, но это были единицы. Нашей компании, правда, тоже предъявили претензию, что мы представили не сетку вещания, а программу передач. Хотя это была именно сетка вещания! Всегда так готовились документы, можно сказать, по шаблону, ничего от себя мы не придумывали. Всегда принимались к рассмотрению именно в таком виде документы.

А как Вы оцениваете победителей, хоть достойных выбрали-то?

- Что касается телеканала «Астана», то в принципе вопросов особо не возникает. Они работают рядом с нами, по итогам конкурса они получили еще 5 частот и в итоге получили полный республиканский охват, это в принципе нормально. Мы все знаем этот телеканал. А вот телеканал «Ирбис», который идет под юридическим название РИА «Арна», тут сплошные вопросы.

Почему?

- Так у них сплошные нарушения! Достаточно посмотреть решения Павлодарского суда, где на них наложили штраф за неисполнение авторского законодательства. Они ведь там пиратские фильмы показывали! И если они в своем регионе допускают подобные нарушения, то зачем же их выводить на республиканский уровень?

Эти все моменты, т.е. соблюдение авторских прав, тоже оговариваются при презентации концепции?

- Безусловно. Мы даем концепцию, которая соответствует сегодняшнему дню, речь не идет о том, какими мы станем через 10 лет. Так мы все можем составлять идеальные документы в расчете на какие-то неопределенные сроки исполнения своих обязательств. Сейчас нужно подтвердить свою квалификацию, а не рассказать, каким станешь завтра! А если сегодня компания не отвечает минимальным квалификационным требованиям, о чем вообще разговор?

Ну и какие есть версии, почему «Ирбис» несмотря на эти огрехи, тем не менее, оказался в числе победителей?

- Известно, что за ними стоит Евразийская группа. Но это не аргумент. Ну, есть у них деньги, и что? Еще же нужны мозги и хороший менеджмент!
У меня просто слов нет по «Ирбису», у них такие нарушения, а они на коне, а большинству просто закрыли рты. Я понимаю, известные компании победили бы: «31 канал», «Рахат ТВ», те же «КТК», «Хабар» - все они подтвердили свою состоятель- ность. А тут… Полное отсутствие логики! Да еще потом заявили, что ВСЕ члены комиссии ЗАОЧНО проголосовали за эту компанию! Как они могли голосовать заочно, не выслушав наши концепции?!

Может, у них ТАКАЯ концепция была, что члены комиссии не устояли?

- Ну, нам так и сказали, что концепция, которую изложил директор «Ирбиса», была самая лучшая. Но я не знаю, что уж они такого написали? В принципе написать можно все что угодно, это же должно еще соответствовать реальности.

А какой еще аргумент в их пользу прозвучал?

- Министр сказал, что они представили «привлекательные финансовые возможности». Не понятно, для кого они привлекательные? Для государства? Они что, больше чем все мы могут заплатить в бюджет, или сказали, что какие-то бонусы будут выплачивать? Согласно закону у всех одинаковая сумма сбора, все утверждено Налоговым кодексом, и больше они платить не будут. Так что вопрос, для кого эти «привлекательные финансовые возможности», - открытый.

«Странно это выглядит»

Прокомментировать итоги работы комиссии мы попросили директора «Интерньюс-Казахстан» Олега КАЦИЕВА. Именно их организация в предыдущие годы входила с состав тендерной комиссии, так чтоб итогах они могут судить не только как сторонние наблюдатели.

Итог последнего тендера на теле- и радиочастоты вызвал много вопросов, а как Вы бы прокомментиро-вали сложившуюся ситуацию?

- На мой взгляд, результаты конкурса очень стран-ные. Хотя трудно оценивать и давать комментарии, поскольку представителя «Интерньюса» не было на конкурсе, как это было раньше. Но мы знаем, что «31 канал» и «ЭРА ТВ» распространили обращение, в котором высказывают недоумение по поводу сложив-шейся ситуации, в частности как проводился конкурс, и, естественно, тех результатов, которые все наблюдали по его завершению.

А что именно, на Ваш взгляд, было «странного» в проведении этого тендера?

- Странно выглядит то, что достойными оказались только три компании, в то время как претендентов было гораздо больше. И что очень важно и удиви-тельно для нас, что получали частоты те компании, которые заявили о необходимости развития своих национальных сетей. Те компании, которые пытались получить частоты для местного вещания, речь идет об областных и районных городах, - они не выиграли. 

Это принципиально?

- Конечно. Очень важно, чтобы в городах развива-лись местные станции, а не национальные. А резуль-таты конкурса были не в пользу развития региональ-ного вещания. Абсолютно очевидно, что телевизион-ные компании, которые активно развиваются в горо-дах и регионах, являются мощным стимулом для развития бизнеса. Это также замечательный источник информации для населения. Люди должны слышать новости своего города, видеть программы, которые создаются у них в городе. В данном случае осталось впечатление, что конкурс проходил для того, чтобы обеспечить интересы трех компаний, и в интересах создания дополнительных национальных сетей.

Раньше такой подход при проведении подобных конкурсов наблюдался?

- Навскидку сказать трудно… Был период, когда преимущественными льготами на получение пакетов частот пользовались отдельные крупные ТРК. 

А как давно «Интерньюс-Казахстан» не стали звать в конкурсную комиссию и почему?

- Точно могу сказать, это не от нас зависит. Это зависит от позиции Министерства информации, которое примерно год назад создало комиссию, и нас туда не пригласили. Прежнее руководство министер-ства считало возможным наше участие в комиссии. Сейчас, видимо, в министерстве во главе с Ертысба-евым сменилась политика. Но, я считаю, очень важно, когда в комиссии есть такие организации, как наша. Считаю, что та же Национальная ассоци-ация радиовещателей и Союз журналистов обязательно должны быть в тендерной комиссии.