КАК ЗАКАЛЯЛСЯ ЖУРНАЛИСТ
8 августа, 2007 - 10:27
КАК ЗАКАЛЯЛСЯ ЖУРНАЛИСТ
Автор: Администратор
616

Presscenter.kz,



Два десятка студентов факультета журналистики отправились в прошлую среду проходить пятидневный курс молодого журналиста. Лагерь подготовки был разбит в гористой местности на территории зоны отдыха «Баянтау», сколь живописной столь и мало отвечающей запросам цивилизованного человека. Испытания и спартанский образ жизни выдержали не все. Двое под предлогом встречи с министром культуры и информации Ермухаметом Ертысбаевым уехали в Астану и еще двое под прессом плотного графика предпочли досрочно покинуть «полигон».

Алексей БАЙТЕЕВ, "Регион KZ" (г. Павлодар)

А счастье было так возможно

Идея провести летнюю медиашколу в Баянауле радовала участников, как маленьких детей. «Вырваться среди лета на природу, поваляться на пляже под теплым солнышком и потрогать живых журналистов из Астаны, Алматы и Караганды – чего еще можно желать начинающему практиканту», - думалось мне. Но реальность предстала во всей своей суровости. Сначала мы опробовали жёсткие нары, которые кто-то назвал кроватями, а потом нам раздали расписание …

Завтрак – в 8.00, с девяти до часу – занятия. В 13.00 – обед, с двух до четырёх – занятия. В 16.00 полдник, с полпятого до семи – занятия. Ужин – с 19.00 до 20.00. Только после этого час свободного времени. А потом снова с 21.00 до 12 ночи – занятия.

«Вот она какая ты, журналистика. Твёрдая и занимающая всё возможное время».

Ишь какой придирчивый

Раскрывать все секреты профессии журналиста я не могу, но о некоторых интересных вещах рассказать можно. В частности, об уроках фотожурналистики.
Фотографы, как мне показалось, натуры чрезвычайно чувствительной душевной организации. Потому что те же фотографии, на которые смотрим мы, простые наблюдатели, вызывают у них совершенно другие эмоции. Если кадр неудачен, то они, как будто им предлагают понюхать грязный носок, рефлективно отводят голову назад и морщат нос. Хотя похожими снимками набиты сотни тысяч домашних фотоальбомов. Страшные привереды.

Вот казалось бы, что ненормального, если человек, как главная фигура, стоит в центре кадра на фоне окружающего пейзажа. Вполне распространенная композиция. Только фотографы почему-то считают такого человека пришпиленным и похожим на холодный памятник. Спрашиваю у себя, чего этот Юдин (наш преподаватель) выдумывает, «выпендривается» весь из себя, строит тут деланное оскорбление. 

А потом, знаете, сняв с себя обязанность рассматривателя, пытаюсь взглянуть на снимок, как в первый раз – с журнальной расслабленностью и готовый внимать эмоции через увиденное.
Действительно, человек становится каким-то замороженным, стоит как тополь на плющихе и ждет, когда к ногам бросят пару ярко-красных гвоздик. Всё внимание приковано к фигуре в центре, и вроде бы интересный пейзаж становится более блеклым. То ли дело, если объект находится на пересечении третей кадра и как бы начинает собой остальную природу (рис 1). Тогда взгляд скользит сам по себе и не спотыкается ни о какие столбы.
Для чего это надо? Для того, чтобы ты, дорогой наш читатель, не напрягался, листая газету. Снимки должны привлекать внимание, информировать, а не грузить поиском главного объекта и идеи снимка.

Удивление и прозрение

Почти тоже самое рассказывал Ержан Сулейменов, ведущий новостей на 31 канале. Теленовости также выстраиваются по принципу максимально комфорта для зрителя. И одни и те же события в зависимости от аудитории могут быть преподнесены по-разному:
- Интерпретировать можно по-всякому. Например, сегодняшнее событие: впервые в Казахстане для молодых журналистов проводится летняя медиашкола, преподавать в которой приглашены журналисты республиканских изданий. Или так: накануне выборов в мажилисы и маслихаты неправительственная организация, финансируемая Западом, собрала в отдельной зоне отдыха неопытных журналистов, где им будут промывать мозги.

Как говаривал Ницше, фактов нет, есть интерпретации.

***

Решили поиграть в газету. Хотя производили мы почему-то самолётики. 
Вроде бы легче. Ан, нет. Подзатыльников за дезорганизацию процесса мне, как директору издания, досталось с добрый десяток. Во-первых, надо четко ставить задачи и распределять обязанности, и, во-вторых, холить и лелеять своих работников. А то, когда наша газета вроде бы начала работу, до этого скромная девочка Жанара Умарова, вдруг подняла бунт – зарплату ей подавай. Тут как назло прибежали рекламодатели и начали выспрашивать, какая страница сколько стоит. Проблем две – а я один. Бегал, как прокажённый, между двух огней и с огромным трудом всё-таки решил трудности. Но надо было сделать проще – назначить соответствующие должности и работать спокойно и профессионально.
Казалось бы, прописные истины, но на самом деле их мало кто знает. 

Продолжение фотодела

Пробежав дистанцию длинною в два дня, мы как всегда сидим за ужином и одновременно отдыхаем. И тут нам Жанна Прашкевич, организатор медиашколы, так преспокойненько объявляет:

- Завтра, ребята, чтобы закрепить навыки фотографии вы отправляетесь в фотопоход. Выход в шесть часов утра (!).

Свет, видите ли, в это время «хороший». А то, что на сон отводится всего пять часов, так это не страшно. Искусство, как известно, требует жертв. Даже от студенток первого курса.

Раз надо, так пошли. Но не всё же время «поливать» из фотоаппарата, можно и порезвиться. На дерево один залез, толпу растя, второму прибавился третий, четвертый, сбежались все, и кто-то, крестясь, что-то шептал про чёрта. На дереве. 

Как крупно показать человека и высоту дерева одновременно? Вопрос сложный, но Константин Юдин решил его гениально просто.

- Если человек сидит высоко, то брать в кадр все дерево от корня глупо – фигурки людей становятся маленькими и могут вообще слиться с остальной природой (если вы, конечно, не в вечернем красном платье). А нам надо показать их лица. Поэтому высоту можно показать через эмоции. Через страх. Кусочек ствола и лицо, смотрящее как в бездонную пропасть, и зрителю уже понятно, что дерево-то о-го-го какое высокое.

Оттрубили

Уже сидя на пропускном посту, я словил себя на мысли, что не могу как раньше наблюдать виды природы. Глаз автоматически выстраивает горизонтальный или вертикальный прямоугольник, композиция в котором непременно должна отвечать всем канонам фотомастерства: предмет на ближнем плане, желательно диагональная линия, хороший свет на главном объекте…

После такой 24-часовой муштры в сутки, я, кажется, уже не знаю такое слово как «усталость». Организм закалился сильно. Только похудел я немного.