Что вы можете сказать об особенностях работы со взрослыми по этому курсу?
— Журналистику расследований, как правило, выбирают взрослые люди, студенты, сформировавшиеся журналисты. И цель этого тренинга — не только научить расследованиям, но и научить тому, как учить других.
На ваш взгляд, в чём различия между преподаванием этого курса студентам и преподавателям журналистики?
— Я имею опыт работы и со студентами, и с преподавателями вузов факультетов журналистики. Безусловно, преподаватели имеют опыт организации учебного процесса. Когда я формировал свою программу, видел задачу: какую-то часть времени посвятить самому содержанию процесса, тому, о чем пойдет речь. Как говорил наш коллега Марк Ли Хантер (один из основателей некоммерческой организации Глобальная сеть журналистских расследований, автор более 100 статей и девяти книг о расследованиях — прим. ред.), для преподавателей очень важно практиковаться в том, чему они учат.
Отличие в обучении взрослых и детей в том, что у детей есть авторитет, которому они безоговорочно верят. У взрослых есть своя сформировавшаяся психология и мировоззрение. Их можно убеждать либо собственным примером, либо авторитетом, либо аргументацией, и лучше, если это всё в комплексе, когда вы можете рассказать о своих случаях из практики, как вы решали проблемы.
Я думаю, что в университетах Казахстана сегодня есть возможность заниматься практическими расследованиями, которые не касаются политических процессов. Есть огромный срез расследований, связанных, например, с потребительской тематикой, всевозможные сервисы, финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и так далее. Это то, что позволит оттачивать навыки у студентов и преподавателей, которые возглавят этот процесс, а также накапливать определённую базу опыта.
Какие впечатления у вас сложились от проведения тренинга для преподавателей журналистики в Казахстане?
— Первое впечатление — у всех, кто здесь собрался, есть хорошая мотивация, это один из очень важных элементов обучения взрослых. Они видят конкретную цель, ожидаемый результат, если у них есть понимание того, что они получат в результате, то очень активно участвуют. Все собравшиеся понимают, что жанр расследования становится очень востребованным, и люди хотят понять не только, что произошло, но и почему произошло. Аудитория понимает, что мир не стоит на месте, что нужно профессионально развиваться, поэтому первое впечатление — это хорошая мотивация группы.
Как тренеру выдержать соперничество со смартфонами и удержать внимание аудитории?
— Всё зависит от мотивации. Если люди заплатили деньги за тренинг и у них есть чёткая цель, то они не будут отвлекаться. Также нужно постоянно и активно использовать парные, групповые задания, это возможно даже в онлайн-практике.
Анастасия Зобнина,
Айсулу Шайкенова
Источник: New Reporter
Источник фото: New Reporter