IWPR В КАЗАХСТАНЕ ПРОВЕЛ ВСТРЕЧИ С РЕЛИГИОЗНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ В ШЫМКЕНТЕ И КАРАГАНДЕ
27 марта, 2023 - 14:14
IWPR В КАЗАХСТАНЕ ПРОВЕЛ ВСТРЕЧИ С РЕЛИГИОЗНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ В ШЫМКЕНТЕ И КАРАГАНДЕ
Автор: Администратор
374

Институт репортажей войны и мира (IWPR) совместно с «Правовым медиа центром» и «Ассоциацией религиозных объединений Казахстана» провел две брифинг-встречи с государственными органами, экспертами, представителями религиозных сообществ в городах Караганда и Шымкент. Мероприятия прошли при поддержке Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан и местных управлений по делам религий.

В брифинг-сессиях приняли участие более 50 представителей государственных структур, религиозных объединений и гражданского сектора. Главной целью мероприятий была презентация и обсуждение аналитического отчета IWPR «Обзор ситуации со свободой вероисповедания с анализом правовых норм в Республике Казахстан». 

Согласно ему, действующий Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» по своей сути сужает конституционную норму о свободе совести и сводит право на свободу вероисповедания к деятельности религиозных объединений, а точнее – устанавливает рамки для деятельности религиозных объединений и по своему целевому назначению направлен на регламентирование общественной и государственной безопасности от возможных неправомерных действий в результате реализации права на свободу совести. 

В отчете выделяются проблемы с обязательной регистрацией религиозных объединений, правоприменительной практикой в сфере религии, запретом ношения религиозной одежды в школах и другими аспектами, влияющими на свободу вероисповедания. 

В начале мероприятий проектный менеджер IWPR в Казахстане Аян Орынтай рассказал об организации, целях и задачах проекта:

«В настоящее время IWPR реализует двухгодичный проект «Свобода вероисповедания в Казахстане», направленный на совершенствование законодательства в сфере религии в соответствии с международными принципами и стандартами, а также на продвижение идей уважения к свободе вероисповедания, установление межконфессионального диалога».

Гульмира Биржанова, соучредительница общественного фонда «Правовой медиа центр», выделила ряд проблем, в том числе связанных с  наличием обязательной религиоведческой экспертизы и возможностью широкого и неоднозначного толкования существующих законов. 

«Несмотря на тенденции последних лет к либерализации в сфере защиты прав человека, вопрос обеспечения фундаментальных прав граждан на свободу вероисповедания так и остается актуальным и, можно сказать, нерешенным», – констатировала Биржанова. 

Она отметила, что в Казахстане функционируют 3654 культовых сооружения, из них 2744 мечетей, 299 православных, 111 католических церквей, 411 протестантских молитвенных домов, 54 молитвенных дома Свидетелей Иеговы, 24 молитвенных домов Новоапостольской церкви, 6 синагог, по 2 молитвенных дома Бахаи и общества сознания Кришны, а также 1 буддийский храм. 

Учитывая многоконфессиональность Казахстана, Гульмира Биржанова подчеркнула важность обеспечения каждой религии такой правовой основы, которая будет способствовать реализации права на свободу вероисповедания в полной мере. 

Один из соавторов аналитического отчета, кандидат юридических наук, Мереке Габдуаллиев затронул проблему запрета на ношения религиозной одежды в школах. 

«Насколько обоснованы действия администраций школ по недопуску на занятия по причине ношения школьницами головного убора и тем самым ограничение прав на получение гарантированного среднего образования в государственных учебных заведениях? Почему внутренние положения школ ставятся выше Конституции и законов Республики Казахстан?» – задается он вопросами.

Представитель Ассоциации религиозных объединений Казахстана Данил Буглов, отметил, что фундаментальная проблема на сегодняшний день – обязательная регистрация религиозных объединений. 

«Лица, исповедующие религию или придерживающиеся убеждений, владеют этим правом по факту рождения. Они правообладатели, никто не может им предоставить возможность, это не является привилегий или опцией. Посмотрите на статью 18 [Международного пакта о гражданских и политических правах]. Там не говорится о том, что «человек имеет право, если он прошел регистрацию, выполнил все условия, сделал экспертизу книги», – отметил Буглов.

Олег Власенко, руководитель поместной церкви христиан адвентистов седьмого дня в Караганде, также прокомментировал действующий закон в сфере религии: 

«В нашем законе больше обязанностей для верующих, чем соблюдения их прав. Это неправильно. Из-за закона об обязательной регистрации религиозных объединений, многие религиозные организации не перестали существовать, а лишь ушли в подполье».

Эксперт в сфере религии Ержан Байбол, выступая в ходе мероприятия в Шымкенте, отметил важность профилактических мер для предотвращения конфликтов и экстремизма. 

«В связи с этим необходимо разработать образовательную программу в области свободы вероисповедания и принять комплексный план на 2024-2028 годы. В его рамках за счет реализации образовательных проектов для целевых секторов появится существенная возможность предотвратить насилие и конфликты в религиозных кругах и укрепить межконфессиональное согласие», – считает он.

О важности соблюдения баланса между национальной безопасностью и свободой вероисповедания в Казахстане высказался Аманжол Уразбаев, председатель республиканского общественного объединения «Контртеррористический комитет»:

«Важно, не злоупотребляя ссылками на угрозы для национальной безопасности, выработать концептуальные подходы к регулированию такой чувствительной темы, как вопросы свободы вероисповедания граждан».

Анализируя правоприменительную практику в сфере религии в Казахстане, представитель Ассоциации религиозных объединений Казахстана Виктор Овсянников, отметил острую проблему чрезмерности суммы штрафов за административные правонарушения. Например, за нарушение законодательства в сфере проведения религиозных обрядов, церемоний и собраний (статья 490 Кодекса об административных правонарушениях) для физических лиц предусмотрен штраф в размере 172 500 тенге, для юридических – 690 000 тенге с приостановлением деятельности сроком на три месяца. Однако, за аналогичные правонарушения для нерелигиозных организаций штраф в четыре раза меньше, а для физических лиц – в два раза. 

«В отношении деятельности зарегистрированных религиозных объединений не используется принцип гуманизации, а, наоборот, применяются необоснованно высокие меры взыскания, несоизмеримые с правонарушением», – считает Овсянников.

В ходе встреч, участники брифинг сессий также высказали свои мнения и предложения. 

«Большое спасибо за организацию такого мероприятия. В начале, когда меня пригласили, я был настроен скептически, думал будет несколько другая цель презентации. Однако уже в ходе мероприятия понял, что оно очень полезно и, в первую очередь, для религиозных объединений», – отметил Александр Олихвер, представитель религиозного объединения «Общество сознания Кришны» в Шымкенте.

По итогам встреч организаторы мероприятия, учитывая рекомендации местного сообщества, начали работу над дальнейшим совершенствованием аналитического отчета. С итоговым отчетом можно будет ознакомиться в ближайшее время в социальных сетях и на сайте проекта

 

Источник: Cabar.Asia

Источник фото: Cabar.Asia