Гульнар Бажкенова: «Госзаказ сказывается на самоцензуре издания
15 июня, 2016 - 03:58
Гульнар Бажкенова: «Госзаказ сказывается на самоцензуре издания
Автор: Администратор
560

Только за январь-апрель этого года в Казахстане по данным международного фонда защиты свободы слова «Адилсоз» было зафиксировано четыре факта нападения на редакции и работников СМИ, девять фактов необоснованного блокирования и ограничения доступа к веб-сайтам, 58 фактов отказа и ограничения в предоставлении общественно значимой информации. В преддверии профессионального праздника - Дня работников связи и информации представителейСМИ РК, которыйотмечается 28 июня, «Саясат» беседует с известным журналистом, блогером Гульнар Бажкеновой о медиа-проблемах и тенденциях в казахстанских СМИ.


В последнее время много говорится о проблемах и качестве казахстанской журналистики, а выставляемые диагнозы, как правило, неутешительные.Так ли это, на ваш взгляд?


На этот вопрос трудно ответить, потому что эта тема постоянно обсуждается. Скажешь «хорошо», но что тут хорошо? Но, конечно, проблемыесть. Скажешь, что «плохо» - это когда ничего не происходит, ничего нет. Я думаю, что сейчас все не так плохо, скорее - хорошо. Это заслуга последних технологий. Худо-бедно стали развиваться у нас электронные СМИ, появилось несколько крупных порталов, появляются ресурсы с конкретной тематикой.


Насколько местная среда и ее правила влияют на политику работающих в Казахстане западных информационных брендов? Существуют ли такие вопросы, где они вынуждены соблюдать отечественный политес?       


Например, крупное мировое агентство работает по внутренним корпоративным законам, которые им никто не разрешит нарушать. Но с другой стороны мы ведь все люди, там ведь работают казахстанские журналисты и понятно, что есть какие-то нюансы, есть балансировка. Такой принцип работает не только в СМИ, но и в других франшизах.


На ваш взгляд, победит ли онлайноффлайн-журналистику? 


Этот вопрос уже устарел. Об этом можно было рассуждать пять лет назад или десять. Онлайн-журналистика – это уже тренд. Я бы не стала использовать слова «победила», потому что есть ресурсы – онлайн или оффлайн.


Издания или газеты переходят в онлайн – это невозможно не увидеть. Печатные СМИ – это то же носители. Вы просто распространяете информацию – на бумаге, а можете в онлайн. Сейчас вопрос актуален только в эффективности СМИ. А эффективны сейчас онлайн-издания. Но будет не эффективно закрывать бумажные СМИ, поскольку есть регионы в Казахстане, которые пока читают только в оффлайн.


Например, у глянцевых журналов нет такой постановки вопроса, потому что в мире не снижаются тиражи на издания. Потребителям хочется читать глянцевые издания в печатном формате, просматривать фотографии. Эти два формата сосуществуют, никакой борьбы носителей на самом деле нет.


Часто приходится слышать критическое отношение к блогерам со стороны журналистского сообщества. Не является ли это ревностью и защитой собственной исключительности?


Я как блогер не ревную. Блогеры – это хорошо. Мы же не хотим, чтобы у нас не было блогосферы. Другой вопрос – в Казахстане по степени готовности сделать что-то за вознаграждение, за деньги блогерыдавно переплюнули классическую журналистику. Я бы не стала противопоставлять эти две сферы, поскольку смешно ревновать.


В дискуссиях о судьбе казахстанской журналистики много говорится о свободе слова, точнее об ее отсутствии.  Насколько сейчас этот вопрос актуален?


Свобода слова должна быть. Но у нас ее нет в большей степени именно в печатных СМИ. Свободно дышится в электронных СМИ. И потом у нас высокий уровень самоцензуры: журналисты или не хотят, или боятся, уже ни чего-то физического боятся, а будущих перспектив - а как это скажется на мне в будущем? Или меня туда не возьмут? Спокойнее будет так.


Государство в целях контролирования и регулирования информационных потоков не жалеет средств, «заливая» информполе большими деньгами. Это своего рода принуждение к самоцензуре, но и у журналиста всегда есть выбор: работать, условно говоря, на «Казправду» или, к примеру, на «Азаттык».


Конечно, госзаказ сказывается на самоцензуре издания. Тут можно только удивляться тому, какие огромные деньги выделяются на информполитику.После тендеров СМИ стараются не «задевать» те органы, которые проводят тендеры. На самом деле, когда издание выигрывает тендер, то оно никому не обязано, я считаю. 


 


Источник: 


http://sayasat.org/articles/1289-gulnar-bazhkenova-goszakaz-skazyvaetsja-na-samocenzure-izdjanija