ГОВОРИТЕ ПРОЗОЙ!
14 января, 2009 - 09:37
ГОВОРИТЕ ПРОЗОЙ!
Автор: Администратор
1632

Presscenter.kz,



Когда молодые практикующие коллеги или студенты спрашивают, с чего начать свой путь к профессиональному освещению экономической жизни, обычно отвечаю так: «Просто помните, что вы живете этой жизнью с малых лет!»

Тулеген АСКАРОВ, президент «ЦДЖ «BizMedia»

Действительно, когда малыш впервые подходит к прилавку, чтобы самостоятельно купить мороженое или игрушку на деньги родителей под их бдительным присмотром, либо опускает монетки в копилку, он становится непосредственным участником экономики и постигает на практике первые азы рыночной грамоты. А к рубежу своего совершеннолетия большинство юных соотечественников сегодня подходят вполне зрелыми участниками экономической жизни и могут дать фору даже более взрослым поколениям. Поэтому-то и приходится напоминать молодежи, что и без специального образования они обладают минимумом познаний о рыночной экономике, а посему фактически, как известный герой Мольера, говорят каждый день прозой, не подозревая об этом.

Но, конечно, для того, чтобы стать профессиональным бизнес-журналистом, надо получить не только необходимые знания в систематизированном виде, но и профессиональные навыки для этой работы. Начнем со знаний. Понятно, что для написания материалов об экономике в целом, бизнесе и финансах нужно знать основные понятия не только экономической теории (макро- и микро-экономика), которые сегодня изучаются начиная со школьной скамьи, но и многих прикладных дисциплин, в том числе технических. К примеру, чтобы писать об автомобильной индустрии, приходится быть в курсе последних новинок металлургии, химической и электронной промышленности. Если взяться за банковскую тематику, то наверняка потребуются знания о современных IT-технологиях, тонкостях бумажного или чеканного дела. Тем, кто берется за добывающую отрасль, не миновать знакомства с пособиями, в которых объясняется, чем нефть сорта «брент» отличается от «юралс», а газовый конденсат от сжиженного газа. Ну, и так далее.

Не избежать также и знакомства со статистикой, поскольку именно ее методы лежат в основе аналитических подходов к изучению экономических явлений, особенно если речь идет об анализе временных данных, группировках, подсчете средних величин и определению индексов. Плюс индукция и дедукция (не зря ведь с последней кормился Шерлок Холмс!), сравнения, аналогии и прочие методы аналитических исследований.

Теперь о навыках. Поскольку журналистику сложно определить как науку, так как фактически она является ремеслом (хотя и непростым!), то в первую очередь для работы бизнес-журналистом необходимо владеть навыками этого ремесла. Главное здесь - не забывать о том, что даже если пишется статья на тему макроэкономических тенденций или о сложных технологиях атомной индустрии, то журналист выступает не столько как эксперт по этим вопросам, а как посредник между источниками информации и читателями (зрителями, слушателями). И этот посредник должен выполнить непростую задачу - довести информацию, полученную от специалистов на их сложном языке, своим читателям и зрителям в доступном и интересном виде. Чтобы обучиться этому делу, нужно, конечно, не только разбираться в премудростях экономики, бизнеса и финансов, но и владеть журналистской техникой сбора, обработки и подачи информации. Плюс нужно уметь генерировать идеи для журналистских материалов и, конечно же, грамотно, ясно и интересно писать. Кстати, последний навык является наиболее важным - ведь читатели и зрители ждут от журналистов не глубоких познаний в сфере экономики, а интересных и понятных материалов об экономических событиях!

Поэтому тем, кто только готовится вступить на ниву деловой журналистики, после прочтения этого короткого наставления советую сразу же испытать себя простыми письменными тестами, которые использую на занятиях со студентами. Первое задание - рассказать просто и доступно о том, что собой представляет экономика страны на сегодняшний день. Второе задание - взять какую-нибудь статистическую сводку (скачать можно с сайта Агентства по статистике www.stat.kz), выбрать из нее заинтересовавший показатель, разобраться в нем и написать заметку (к примеру, о росте цен или изменении заработной платы). Третий тест - подготовить материал о том бизнесе, с которым сталкиваетесь ежедневно, просто потому, что занимаетесь им (к примеру, подрабатываете в газете или в торговле), или же пользуетесь его услугами, покупая хлеб в магазине или заходя в Интернет. Последнее, четвертое упражнение посвятите своим финансовым партнерам - ими могут быть операционист в банке, бухгалтер, начисляющий зарплату или стипендии, в крайнем случае - родители, инвестирующие в свое чадо, в надежде, что на старости лет эти инвестиции обернутся для них не только любовью и заботой, но и материальной поддержкой.

Много писать не надо - на каждый тестовое упражнение вполне хватит одной страницы текста. Закончив, прочтите все написанное сами, исправьте ошибки и отредактируйте тексты. Затем наступает самый главный момент - предложите ознакомиться со своими творениями первым читателям, тем же родителям, соседям по студенческой скамье, коллегам по редакции или преподавателю вуза. Выслушав их замечания, доработайте свои первые заметки на деловую тематику, придумайте заголовок и лид (на этом этапе полезно ознакомиться с оформлением статей в ведущих бизнес-изданиях), поставьте имя и фамилию автора, и ... смело шлите свои первые материалы на деловую тематику к нам, в общественный фонд «Центр Деловой Журналистики «BizMedia»! Ведь на сайте нашего фонда есть специальный раздел «Дебют»!