ГОСШОПИНГ: ОСКАНДАЛИВШАЯСЯ «АСТАНА LRT» ЗАКУПАЕТ АВТОБУСЫ НА 18 МИЛЛИАРДОВ ТЕНГЕ
23 декабря, 2019 - 15:57
ГОСШОПИНГ: ОСКАНДАЛИВШАЯСЯ «АСТАНА LRT» ЗАКУПАЕТ АВТОБУСЫ НА 18 МИЛЛИАРДОВ ТЕНГЕ
Автор: Администратор
884

На портале госзакупок несколько ведомств опубликовали тендеры на головокружительные цифры. Вот, к примеру, зачем минсельхозу вакцины аж на 3 миллиарда? Насколько оправданы будут миллионные траты акимата Карагандинской области на положительные публикации в СМИ? А компания столичного акимата, оказавшаяся в центре скандала, продолжает разыгрывать миллиардные тендеры. Корреспондент Azattyq Rýhy проанализировал эти объявления.

Почти полмиллиарда тенге планирует потратить акимат Карагандинской области на госзаказ в СМИ. Если быть точнее, это 442 миллиона тенге.

В объявлении 12 лотов. Наибольшую сумму чиновники предлагают телеканалам – 121 миллион тенге. Требования не такие уж непосильные: в течение следующего года подготавливать положительные новостные сюжеты и программы. И обязательно должны быть «прямые эфиры выступлений акима области, его заместителей, руководителей департаментов, управлений и других государственных структур», говорится в технической спецификации тендера. Канал в общем должен выдать телепродукты на 189 часов. Если пересчитать на количество суток, то выходит, что 8 дней канал должен круглосуточно вещать об «отличной» работе чиновников. Принимать заявки от потенциальных поставщиков на проведение государственной информационной политики начнут 23 декабря. Руководитель общественного фонда «Правовой медиа-центр» Диана Окремова считает, что эти расходы не более чем траты «на ветер».

«Вообще госзаказ в СМИ – неадекватен, потому что нельзя отследить эффективность. Еще один болевой момент – все эти лоты формируются абсолютно непрозрачно. То есть кто конкретно решает, что столько-то денег нужно выделить на это, сколько на это? Никогда получить эту информацию невозможно. То есть, чем они аргументируют именно такой объем денег, а не другой?», - вопрошает общественница Диана Окремова.

Комитет ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства тоже особо не экономит. 6 декабря специалисты опубликовали подряд на закупку вакцин против ящура для мелкого рогатого скота. За препараты чиновники предложили 1 миллиард 502 миллиона тенге.

На эти деньги в комитете намерены купить 31 миллион 454 тысячи доз вакцин. Местом поставки обозначена алматинская территориальная инспекция комитета.

В этот же день, 6 декабря, ведомство публикует еще одно объявление, но уже о закупке вакцин для крупного рогатого скота на 1 миллиард 472 миллиона тенге.

Во столько оценили в Комитете покупку 10 миллионов 81 тысячи доз. Место поставки – то же самое. Суммируя, выходит, что за поставку вакцин минсельхоз готов заплатить почти 3 миллиарда тенге. По обоим тендерам сейчас идет прием заявок. Однако зачем чиновникам столько вакцин, недоумевает фермер-животновод Нурболат Кабдолдин. А ведь и вправду количество планируемых к закупке препаратов в 1,5 раза больше поголовья скота. По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики, на 1 ноября 2019 поголовье КРС насчитывает 7 миллионов 585 тысяч голов. А овец и коз в стране – 20 миллионов 672 тысячи.

«Это, конечно, хорошо, что так заботятся о наших животных, но зачем так много вакцин? У них срок годности в основном годовой. И еще одна проблема – бывает, что вакцины эти некачественные. Как-то был случай в восточном Казахстане, что лекарство казахстанского производства не сработало. Пришлось тогда повторно прививать уже российскими вакцинами», - с досадой рассказал животновод.

И на десерт расходы ТОО «Астана LRT». Дочерняя компания Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Нур-Султана объявила тендер почти на 18 миллиардов тенге. Эта компания сейчас в самом центре коррупционного скандала. Бывший председатель правления товарищества Талгат Ардан вместе с заместителем акима города Канатом Султанбековым, руководителем Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Рашидом Аманжуловым и секретарем маслихата Жанатом Нурпиисовым утвердил затраты с завышением на 24 миллиарда тенге.

В свою очередь директора подрядных организаций заключили мнимые договоры по завышенной цене с субподрядными компаниями и обналичили средства через лжепредприятия. В результате государству причинен ущерб в размере более 5 миллиардов тенге.

Так вот, 18 сентября «Астана LRT» разыграла тендер на 17 миллиардов 943 миллиона тенге за услуги по финансовому лизингу.

Деньги пойдут на лизинг 100 электрических автобусов марки Yutong. Указан даже производитель – ТОО «СарыаркаАвтоПром». Заметим, что заказчики согласно правилам, не должны указывать марки, модели и производителей товаров. Использовать автобусы чиновники планируют 7 лет. Один автобус, таким образом, обойдется бюджету в 146 миллионов 712 тысяч тенге. Эксперт в автомобильной отрасли Руслан Избасаров уверен, что это слишком завышенная цена для одного автобуса. К тому же, теперь «Астана LRT» стоит взять под чуткий контроль, подчеркивает эксперт.

«Ценник завышен минимум в два раза. На эти 18 миллиардов можно как минимум взять в лизинг 250 автобусов. Это, конечно, хорошо, что обновляют автобусный парк, но вопрос: насколько честно и прозрачно эти деньги израсходуют? Доверие к себе компания уже подорвала. Я считаю, что теперь надо контролировать каждый тенге в этой компании», - резюмировал эксперт.

Ромина МАКАРИМОВА

Источник: https://rus.azattyq-ruhy.kz/economics/3210-gosshoping-oskandalivshaiasia-astana-lrt-zakupaet-avtobusy-na-18-milliardov-tenge