ГДЕ ВЗЯТЬ ПРОФИ?!
2 июля, 2007 - 08:17
ГДЕ ВЗЯТЬ ПРОФИ?!
Автор: Администратор
595

Presscenter.kz,



Редакторы, преподаватели и студенты рассуждают о проблемах подготовки журналистских кадров

Айнур АЛИМОВА, "С пером и шпагой"

Ежегодно стены казахстанских вузов покидают тысячи дипломированных журналистов. Количество выпускников из года в год растет, однако об улучшении качества образования, к сожалению, говорить не приходится. Руководители СМИ давно говорят о нехватке специалистов. В редакциях – кадровый голод. Почему? 

Возможно, низкий уровень подготовки выпускников журфаков отражает общий кризис в системе образования? О проблемах подготовки журналистов мы попросили высказаться все «заинтересованные» стороны: редакторов, преподавателей и самих студентов.

Профанация профессии

Сагымбай КОЗЫБАЕВ, заведующий кафедрой истории журналистики КазНУ, профессор:

- Журналистика в Казахстане – это профанация. В стране 17 отделений журналистики и единственный факультет в Казахском национальном университете. Отделения эти, как правило, на филологических факультетах. Там не хватает преподавателей, нет литературы, нет пособий. Педагогами становятся совершенно посторонние люди. Это реалии рынка, когда образование превращается в бизнес. 
Несколько лет назад ко мне пришел мой студент-заочник с просьбой передать ему программы и учебные пособия. Оказывается, он решил открыть в райцентре Южно-Казахстанской области у себя в квартире отделение журналистики. Я, как человек демократичный, не отказал в просьбе. После он снова пришел и попросил еще книг. Я спросил: «Как дела?» Он в ответ: «Сложно, Саке, все приходится делать самому, нет преподавателей». Я интересуюсь: «Ты, дорогой, кем работал до поступления на журфак?» «Механизатором», – говорит. Я посоветовал ему сесть обратно на трактор. По-моему, он сейчас внял моим рекомендациям. 

Можно в этом смысле назвать хорошим известие о том, что новый министр образования закрыл 30 вузов. Я думаю, надо закрыть еще столько же, если не больше. В Казахстане – более 170 вузов на 15 миллионов населения. Для сравнения: в Турции на 70 миллионов человек всего лишь 50 высших учебных заведений, а во Франции на 60 миллионов – 45. 
Раньше на журфак проходили на конкурсной основе лучшие абитуриенты. Наш факультет был единственным в КазССР, первым на востоке Советского Союза и одним из старейших вместе с московским, ленинградским и свердловским. Здесь работали известные люди: Бекхожин, Амандосов, Дмитровский, Матвиенко, Крикунов, Барманкулов. Сейчас на специальность выделяется немного грантов, в основном студенты учатся на платной основе. Они считают, что раз платят за учебу, могут на занятия не ходить. Многие из них работают (это можно понять), и необязательно по специальности. То есть они не получают соответствующего образования. А молодым преподавателям, которые живут на мизерные зарплаты, может, это на руку: не ходят – и не надо. 

Дети перестали читать книги, познают мир через телевизор и Интернет, не блещут эрудицией. Отсюда ошибки в прессе. Отсюда конвейерная, поточная журналистика. Выдается недостоверная, непроверенная информация, собранная на ходу. Журналистика стала опросной, телефонной, пресс-релизной. В изданиях работают два-три человека. Поэтому неудивительно, что часты ошибки, опечатки. Одна из республиканских газет (не буду говорить названия, надо щадить коллег) в имени и фамилии писателя Абдижамила Нурпеисова допустила четыре ошибки! Другой пример. Написали про мою новую книгу: «Вышла в свет навоя книга Сагымбая Козыбаева». После таких опусов читать материал просто не хочется.

Лично я выступают сторонником классического пятилетнего образования на журфаке. Я не хочу критиковать кредитную систему. Раз мы на нее переходим, наверное, так надо, но порой мы устраиваем безжалостную пальбу по прошлому. Есть позитивный опыт, надо его использовать. Не надо изобретать велосипед, надо усовершенствовать! За 30 с лишним лет работы я видел много реформ. Некоторые абсолютно неприемлемы. Как можно выставлять оценки, используя процентные ставки? В творческих профессиях, в журналистике это совершенно не нужно. Надо подходить по-другому. Считаю, на факультете нужны мастер-классы от известных мастеров пера.

Не нужно закрывать журфак, надо реформировать газеты

Виктор БАРАНОВ, главный редактор газеты «Литер»:

- По большому счету проблема не в том, что мы не можем найти кадры. Можно собрать толковых студентов, поработать с ними, научить писать статьи, оформлять заголовки и так далее. Проблема в том, что мы не можем их удержать. Поэтому журналистика похожа сегодня на конвейер. Люди приходят, растут в профессиональном плане, уходят в другие СМИ или уезжают за рубеж. В Европе, насколько мне известно, вообще не готовят журналистов. Считают, что лучший журналист – тот, который не имеет специального образования. Есть филологи, юристы, экономисты, которые работают в журналистике, и довольно успешно. 

Я не считаю, что нам нужно закрывать журфак. Там есть преподаватели – сильные теоретики, с большим опытом. На журфаках готовят специалистов, адекватных тем массмедиа, которые есть на сегодня. Не лучше и не хуже. Поэтому в первую очередь нужно реформировать сами СМИ. Так как уровень цензуры в прессе, уровень этики журналистов пока не позволяет выпускать качественные, востребованные издания. 

Казахстанские газеты до нас еще не доросли

Наиля, студентка 4 курса департамента журналистики КИМЭП:

- Мы получаем образование по западным стандартам. Лекции читают на английском языке. Это большой плюс: студенты получают профессиональные знания и овладевают иностранным языком. У нас неплохая база, классная литература, в библиотеке можно найти интересные издания. Но объем знаний, который получают студенты нашего департамента, недостаточен. Мы изучаем все поверхностно. 
Я понимаю, в институте не могут дать все. Сами учащиеся должны больше внимания уделять подготовке: больше читать, больше общаться с профессионалами. Департамент журналистки в КИМЭПе маленький, он недавно создан – в этом году первый выпуск, отделение в стадии развития и роста. Эти вещи надо понимать.

Проблема еще в том, что образование, которое мы получаем, как мне кажется, опережает казахстанскую практику. Формат ведущих зарубежных массмедиа и формат наших СМИ – это разные понятия. И на стажировке во время летней сессии я понимаю, что наши знания в редакциях казахстанских газет, радиостанций и телеканалов пока не востребованы. 

В вузах не учат зарабатывать на хлеб

Ержан СУЛЕЙМЕНОВ, выпускающий редактор новостей «Информбюро» («31 канал»):

- Учить студентов работать в новостных передачах приходится фактически с нуля. Журналистика – это технологии. Невозможно обучить журналистике, не имея оборудования и техники. Так же, как невозможно научить собирать табуреты и столы только по книгам. 

В Казахстане нет хорошей школы журналистики. Лекции на журфаке читают в основном люди, далекие от практики. Как-то моя знакомая, которая работает преподавателем, спросила, знаю ли я, какие виды телевизионных сюжетов есть, сколько существует видов очерков. Зачем забивать голову этим «мусором»? Я сомневаюсь, что, получив диплом журналиста, человек, ни разу не побывавший в «поле», сможет заработать себе на хлеб. 

Когда мы открывали проект «Состояние KZ», искали молодых, креативно мыслящих людей. Ходили по вузам, звали журналистов, режиссеров. Приходили студенты, практиковались. И после приходили уже другие студенты, на летнюю ознакомительную практику. Но никто не остался в редакциях. «Потусовались» и ушли. 

Теперь мы говорим таким стажерам: если вам нужны только характеристики, дневники и прочие бумаги в вуз – без проблем, подпишем. Если хотите на самом деле работать – дерзайте. 

Знания, которые дают на журфаке, не востребованы

Нуржан, студент 3 курса факультета журналистики КазНУ имени аль-Фараби:

- Молодежь, мечтающая о журналистской карьере, идет поступать на журфак. Но после зачисления многих постигает разочарование. Не буду говорить за всех, это мое мнение: низкое качество образования в первую очередь связано с преподавательским составом. В основном педагоги работают по старым методикам, не пытаются внедрить новации. Техника на журфаке допотопная, мы на ней не работаем. Мало новых учебников, масса книг издана еще в советское время. 

Я слышал, в Алматы есть школа «MediaNet», есть курсы «Интерньюс». Сокурсники говорят, что там за пару месяцев учащиеся получают такой объем и качество знаний, которые не получишь на журфаке и за четыре года. 

Я думаю, чтобы стать настоящим профессионалом в журналистике, сегодня не обязательно заканчивать журфак. Лучше выбрать другую специальность – экономика, политические науки, философия, юриспруденция. А затем идти в редакцию работать, там набраться практического опыта, учиться у состоявшихся журналистов. И параллельно продолжать обучение, возможно, в магистратуре журфака. 

Теория далека от практики

Шолпан КОЖАМКУЛОВА, старший преподаватель департамента журналистики и массовых коммуникаций КИМЭП:

- Беда нашего традиционного журналистского образования – оторванность теории от практики. На Западе, могу судить по Американскому университету в Вашингтоне (где я обучалась по программе магистратуры), теоретические классы и практические курсы взаимосвязаны. Учащиеся сами собирают информацию, пишут тексты, озвучивают и монтируют сюжеты, которые транслируются в университетском городке. Есть право выбрать предметы, которые студенты считают нужными. У нас такого нет. Студенты в большинстве вузов сидят в аудитории, слушают лекции, отвечают на семинарах. И не представляют себе, что такое поиск информации, работа с текстом, монтаж. 

В КИМЭПе мы пытаемся делать упор на практику. Учим, как правильно выстроить материал, как нужно монтировать «картинку». Используем только последние учебные пособия, вышедшие в свет в новом веке. В институте разработаны хорошие учебные программы. Но одна из проблем – нет квалифицированных учителей, которые способны преподавать такие курсы. Наверное, сказываются низкие зарплаты. И это тоже серьезный вопрос. 
В США вузы поддерживают связь со своими выпускниками. Среди них, естественно, есть известные успешные люди. Большинство же – действующие специалисты. У них считается нормой, когда журналисты, окончившие университет и работающие в массмедиа, берут в подмастерья студентов альма-матер. Старшие передают опыт младшим. В наших условиях почему-то так не делается. Может, никто не хочет воспитывать конкурентов?

В Штатах ищут работу со студенческой скамьи. Их учат, как правильно преподнести себя работодателю. Задолго до окончания вуза каждый студент готовит портфолио – это что-то вроде досье, которое должно заинтересовать редактора. Оно включает статьи, снимки, записи фильмов – все, что претендент собрал за годы обучения. Даже сопроводительное письмо к такой папке должно быть составлено оригинально. В редакциях СМИ – масса таких портфолио, и у работодателя есть возможность выбрать достойных специалистов. В Казахстане же на работу берут по знакомству, по связям.

Я не считаю, что все, что есть на Западе, нужно слепо копировать в Казахстане. У нас хорошая подготовка по филологическим дисциплинам, истории, философским предметам. Честно говоря, все это пригодилось мне в Америке.