ГДЕ ВЗЯТЬ ХОРОШЕГО РЕДАКТОРА?
25 декабря, 2007 - 14:19
ГДЕ ВЗЯТЬ ХОРОШЕГО РЕДАКТОРА?
Автор: Администратор
479

Presscenter.kz,



Насколько актуальна для Казахстана (или для Алматы) проблема дефицита квалифицированных редакторов и как решают ее редакции, мы решили узнать у тех, кто не первый день в журналистике.

Евгения ПЛАХИНА, "С пером и шпагой"

Бекжан ИДРИСОВ, заместитель редактора газеты «Свобода слова»:

- Даже не знаю, что подразумевается под квалификацией и профессионализмом. Редакторов навалом. У каждого есть свои плюсы и свои минусы. Здесь проблема не в редакторах, а в учредителях массмедиа. Когда последние не заявляют четко свои цели и задачи, которые на самом деле преследуют, то тут ни один редактор не сможет им помочь. Я буквально недавно консультировался с представителями одного из казахстанских сайтов. И у них там как раз проблема с редактором. Я им объяснял, что дело не в редакторе. Они предлагают хорошую зарплату, соцпакет какой-то, но за короткое время поменялось уже два редактора, третьего ищут. А дело, видимо, даже не в высокой зарплате.
Что касается вопроса, где брать редакторов, то практика показывает, что они «рождаются» из журналистов. В этом случае и специальной подготовки не требуется. Если у человека есть склонности, он сам подготовится, сам станет редактором. Естественно, что выпускника никто не поставит редактором – это глупо. Человек с улицы – смотря какой, если у человека базовое образование экономическое, то он может запросто освоить все редакторские «примочки», став, скажем, редактором экономической газеты. 
Читайте дальше на с. 11

«Редактирование – это такая штука, когда нужно хорошо разбираться во многих вещах...»

Александр КРАСНЕР, генеральный директор «Новая газета – Казахстан»:

- Крайне сложно найти хорошего редактора, таких сейчас практически нет, хотя в советское время хороших редакторов было достаточно. А сегодня возьмите любую газету и посмотрите – во всех крупных и более или менее известных изданиях редакторами работают люди от сорока лет и выше. Налицо явный дефицит этих кадров, старое поколение уходит, а на их место никто не приходит. И здесь не стоит вопрос, что старшее поколение не хочет уступать свои места молодым. Генеральный директор всегда возьмет хорошего главного редактора. Просто никто почему-то не хочет этим заниматься. Не интересно, видимо. Или же молодые люди боятся ответственности, инфантильны слишком для этого.
Что же касается того, каким образом лучше решать проблему дефицита редакторских кадров, то, по моему мнению, особой разницы нет. Есть люди, которые, не имея специального образования и не будучи журналистами, могут научиться великолепно редактировать. У нас, например, это Леонид СМИРНОВ, главный редактор газеты «Антенна». А вообще редактирование – это такая штука, когда нужно хорошо разбираться во многих вещах. Разбираться в политике, экономике, финансах, в общем – во всем. В вузе этому научить очень сложно, только в процессе работы. 

Вот еще пример. В «Новой газете» главный редактор – Дмитрий МУРАТОВ. Так вот у него, помимо того что он разбирается в ситуации, есть еще способность организовать работу коллектива, построить правильные взаимоотношения с властью и в итоге решить проблемы на политическом уровне. В общем, редактор – это человек, который принимает главный удар на себя. Он может вообще не появляться в редакции. Если все правильно организовано, то все работают. Этому сложно научить! 

И еще один яркий пример в подтверждение этого вывода – Леонид ПАРФЕНОВ. Он был далек от газетной журналистики. А в итоге стал редактором журнала «Русский ньюсвик», и именно его присутствие придало этому журналу больше известности. Когда его назначили редактором, сразу стало понятно, какой тональности, какого направления и какого качества будет это издание. Завтра посадят туда совсем другого редактора, и журнал будет другим! Именно от редактора зависит качество издания, его направление, его актуальность, его концепция и в конечном итоге его популярность.

«Проблему можно решить только благодаря самоотверженности журналистов...»

Антон ФЕДОРОВ, редактор информационной службы телекомпании «Рахат»:

- Эту проблему надо рассматривать в комплексе развития всего рынка средств массовой информации. Есть дефицит по-настоящему талантливых, интересных журналистов. Образованных людей, готовых отдать все своей профессии, сейчас мало. Их не хватает и на телевидении, и на радио, и в печатных СМИ. И Алматы, как самый крупный город страны, как индикатор, центр, пусть не политической, но финансовой и культурной жизни, безусловно, нуждается в талантливых и журналистах, и редакторах.
Мне сложно судить о кадровой политике средств массовой информации в целом. Могу сказать лишь исходя из личного опыта. На нашем канале работает много людей, которые пришли в журналистику из других профессий. И это не минус, на мой взгляд, это повышает интерес и качество работы. Безусловно, у нас есть люди со специальным журналистским образованием, но есть и экономисты, и юристы. Большим плюсом можно назвать наличие в компании людей с дипломами московских вузов, они вносят большой вклад в формирование информационной политики канала.

А вообще считаю, что эту проблему можно решить только благодаря самоотверженности журналистов. Это абстрактная профессия. Ее можно полюбить, только если человек любит познавать что-то новое для себя. Фактом остается то, что в журналистику люди идут по призванию. Потому что журналистика – это такая работа, что не каждый может позволить посвятить ей всю свою жизнь.

«На улице хорошего редактора не найдешь – приходится перекупать или выращивать…»

Оксана МАКУШИНА, заместитель редактора газеты «Республика», главный редактор газеты «Республика-2030»:

- Исходя из моего опыта, найти хорошего редактора, который сочетал бы все требования, предъявляемые к этой позиции, крайне сложно, потому что он должен обладать настолько широким спектром знаний, чтобы в итоге получался качественный продукт. Хороший редактор должен хорошо ориентироваться в тех областях, которые так или иначе касаются его издания или программы. Если это экономическая газета, то он должен ориентироваться в финансово-экономическом, социально-политическом секторах. Если это гламурный журнал, то вопросы моды, косметики, музыки и т.п. для него должны быть не просто на слуху, он должен в этой области быть «своим». Без этого оригинального качественного продукта не сделаешь.
Я уже даже не говорю о том, что редактор должен «чувствовать» язык, т.к. опять же на его плечи ложится редактирование текстов. А с учетом того, что институт ответсеков в СМИ тихо умирает, от редактора требуется быть еще и немного «художником». Потому что даже газету, я уже не говорю о телепрограммах, воспринимают глазами. И тут важно, как тот или иной материал будет расположен на странице, какие иллюстрации будут использованы, то есть как расставлены акценты.

И еще одна черта хорошего редактора – наличие организаторских способностей. Можно быть экспертом в области политики, экономики, социологии, классным макетчиком, отлично писать, но если редактор не сможет организовать людей, которые вместе с ним выпускают газету или готовят новостной выпуск, все усилия не дадут результата.
С учетом всех этих требований взять сразу готовенького редактора из числа выпускников вуза нереально, «на улице» тоже его не найдешь. Поэтому есть два варианта: приглашать из других редакций, то есть попросту перекупать, или выращивать внутри редакции.