Первый центральноазиатский форум по управлению Интернетом CAIGF-2016 прошел в Бишкеке 21-22 июня. О чем говорили, какие темы обсуждали его участники, читайте в обзоре «Азаттыка».
На форуме обсуждались государственная политика по управлению Интернетом в странах Центральной Азии, угрозы кибер-безопасности, регулирование Интернета, развитие DNS-индустрии, расширение доступа к Всемирной сети, экономический рост через Интернет и другие вопросы.
В форуме участвовали эксперты по информационно-коммуникационным технологиям из Кыргызстана, соседних стран, России, Европы, разных международных организаций.
День первый
Форум посетили и выступили с речами на его открытии вице-премьер Кыргызстана Мухамметкалый Абулгазиев, постоянный представитель ПРООНАлександр Аванесов, глава центра ОБСЕ Сергей Капинос, вице-президент организации ISOC (Internet Society) Рауль Эчеберрия.
Далее в течение дня состоялись две пленарные сессии и два круглых стола. Тема первой сессии звучала как «Будущее Интернета: национальные и глобальные подходы».
Вице-президент ICANN (Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами) по Восточной Европе Центральной Азии и России Михаил Якушеврассказал, что из себя представляет управление Интернетом и насколько это вообще реально - управлять Сетью.
Директор исследовательского центра кибер-безопасности SecDev Рафал Рогозинский презентовал доклад о сетевых угрозах, утечках информации, взломе систем безопасности, прочих проблемах и вызовах. По его данным, Россия, Китай и Южная Африка больше других государств мира подвержены кибер-атакам. При решении этой проблемы означенным странам необходимо установить баланс между правом на личное пространство в Интернете и кибер-безопасностью, а также сохранить Всемирную сеть как открытую систему, поскольку она представляет собой двигатель прогресса, в том числе развития торговли.
Вторая пленарная сессия форума была посвящена преодолению цифрового неравенства и внедрению Интернет-инноваций в регионе. Под первым термином подразумевается отсутствие у какой-либо социальной группы доступа к Интернету и, соответственно, навыков его использования.
Среди главных причин цифрового неравенства в регионе были названы бедность населения пяти стран Центральной Азии, большая часть которого проживает в сельской, отдаленной или труднодоступной местности, куда современные технологии еще не добрались.
Другая причина — языковой барьер, то есть отсутствие контента на местных языках. Зачастую жители стран региона не владеют даже русским, не говоря о других иностранных языках.
Представитель ПРООН Чинара Суюмбаева привела другую статистику: 3,2 миллиарда жителей планеты пользуются Интернетом, из них 2 миллиарда — в развивающихся странах. В Кыргызстане же плотность проникновения Интернета составляет 28,3%, другими словами, три человека из пяти имеют доступ к Сети.
Что касается мобильного Интернета, то почти 97% кыргызстанцев пользуются мобильной связью. Это дает возможность использовать технологии доступа 3G и 4G, но проблема в том, что эти технологии не развиты за пределами Бишкека.
Между сессиями первого дня состоялись два круглых стола на темы развития доменной индустрии стран региона и развития инфраструктуры, а также технологий доступа к Интернету.
На них была озвучена информация, что развитию кыргызского национального домена - KG - мешает его высокая стоимость, колеблющаяся в пределах 50 долларов США. Поэтому зачастую местные веб-пользователи предпочитают покупать более дешевые зарубежные домены.
Другой интересной темой стал проект Digital CASA-1000, который, по аналогии со своим энергетическим проектом, призван создать интернет-канал в страны Южной Азии через Таджикистан, Афганистан и Пакистан.
По словам замдиректора Центра электронного управления правительства Кыргызстана Калыбека Акматова, создание этого канала позволит получить альтернативный маршрут для Интернета, уменьшит стоимость интернет-услуг в странах региона, повысить доступность Всемирной сети. Но проект финансируется международными донорами, его реализация ожидается в течение трех лет.
День второй
Следующий день форума был гораздо насыщеннее - включал в себя две пленарные сессии и четыре круглых стола.
Первая сессия была посвящена балансу между свободой Интернета и безопасностью в Центральной Азии. Профессор Кардиффского университетаМэйдлин Карр отметила, что властям и рядовым пользователям всегда приходится искать компромисс между безопасностью и личным пространством в Интернете.
Но при усилении властями мер безопасности, регулирования и контроля возникают угрозы ущемления прав граждан, которые при подобной практике использования Сети невозможно восстановить.
Единого подхода к решению этого вопроса нет, поскольку каждая страна самостоятельно регулирует рамки дозволенного и правила безопасности.
Выступивший с докладом на сессии представитель российского общественного Центра защиты цифровых прав (Роскомсвобода) Саркис Дарбинян рассказал про последние законодательные инициативы по регулированию и ужесточению контроля над Интернетом.
Среди них он назвал законы о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и так называемый Яровой. Первый документ делит информационные продукты на пять категорий и запрещает ее распространение в зависимости от возраста детей. Второй представляет собой пакет поправок в антитеррористический закон, ограничивающих права и свободы граждан России и расширяющие полномочия государства.
По словам Дарбиняна, эти инициативы напрямую ограничивают свободы россиян и нарушают право на личную жизнь. Однако существует другая сторона медали — меры, обозначенные в них, невозможно реализовать технически.
Далее началась работа круглых столов, тема одного из них - «Национальные стратегии кибер-безопасности». Выступали спикеры из Украины, Молдовы, Казахстана, Грузии, Беларуси, Кыргызстана.
Об отечественной практике рассказал представитель Центра информационной безопасности Антон Кирсанов. Он отметил, что в Кыргызстане нередки целевые атаки на интернет-пользователей и сайты госструктур. Они сопровождаются взломами, кражами данных и вымогательством средств. На государственном же уровне стратегии защиты интернет-пространства нет, госорганы практикуют один-единственный подход — скрывать информацию, не публиковать ее в открытом доступе. Однако назвать это эффективной мерой сложно.
Проблемы кибер-безопасности в Кыргызстане связаны с недостаточной квалификацией пользователей и специалистов, а также слабой законодательной базой.
Среди других выступлений в течение второго дня форума хочется отметить доклад об интернет-регулировании в Казахстане Дианы Окремовой — директора фонда «Правовой медиа-центр». Среди плюсов она отметила достаточно динамичное развитие сферы государственных онлайн-услуг и электронного правительства: открытую базу данных НПА, портал-оценки эффективности госорганов, сайт государственного бюджета и портал открытых государственных данных.
При этом правительство Казахстана ежегодно выделяет миллиарды тенге СМИ, другими словами, на пропагандуу. Но эффективность расходования этих средств у специалистов вызывает вопросы.
Власти Казахстана поставили амбициозные задачи по внедрению цифрового вещания, охвату населения Интернетом, развитию доменов kz и KAZ, росту количества мобильных приложений и другие. Однако негативных сторон оказалось больше, поскольку надзор за Интернетом в Казахстане жесткий. За репост в социальных сетях, комментарии, распространение запрещенной продукции можно получить реальные сроки.
Операторы и провайдеры обязаны ограничить доступ к запрещенным ресурсам или сайтам с запрещенным содержанием, власти же могут без решения суда применять блокировку.
Все интернет-сайты, даже не являющиеся СМИ, согласно действующему законодательству считаются таковыми. Это налагает обязанности и ответственность по фильтрации контента, причем не только собственного, но и стороннего - от комментаторов и посетителей.
Ежегодный форум
Второй день мероприятия завершился общим собранием участников. Благодарственные речи участников разбавила новость о том, что форум отныне будет ежегодным. Организаторы уже планируют, как будут проводить форум в следующем году.
Источник:
http://rus.azattyk.org/a/27815431.html