«ЕСТЬ МАЛОИМУЩИЕ, ЕСТЬ БОГАТЫЕ И ОЧЕНЬ БОГАТЫЕ»: ЧТО В КАЗАХСТАНЕ СЧИТАЕТСЯ СОСЛОВНОЙ РОЗНЬЮ
12 июля, 2021 - 13:42
«ЕСТЬ МАЛОИМУЩИЕ, ЕСТЬ БОГАТЫЕ И ОЧЕНЬ БОГАТЫЕ»: ЧТО В КАЗАХСТАНЕ СЧИТАЕТСЯ СОСЛОВНОЙ РОЗНЬЮ
Автор: Администратор
967

Как законодательство разделяет граждан на богатых и бедных и что об этом думают чиновники

 

Мы уже рассказывали о 174 статье казахстанского Уголовного кодекса — «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни». Статья считается политической, а значение некоторых ее пунктов не до конца понятно.

 

Например, «разжигание сословной розни» внесено в Уголовный кодекс в январе 2015 года. Этот термин вызывает множество противоречий — нигде четко не прописано что это такое и какие «сословия» есть в Казахстане.

 

Выясняем, что же считается «сословной рознью», и почему правозащитники считают, что таким образом власти делят казахстанцев на «элиту» и «крестьян». 

 

 

Что такое «сословия» в Казахстане

Скажем сразу — четкого описания в официальных документах нет. Были попытки чиновников объяснить это определение, но окончательно никто так и не разобрался. 

 

Согласно словарю Ожегова, «сословие» — это сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами. 

 

Противоречие в том, что по Конституции Казахстан является светским и демократическим государством, где все равны перед законом. Получается, вводя в Уголовный кодекс «сословия», государство как будто законодательно признает разделение граждан на богатых и бедных. 

 

Четкого ответа, что такое «сословная рознь» нет. По сословной розни практически не возбуждаются дела, потому что это неправильный термин, который присутствует у нас в Уголовном Кодексе. Получается мы признаем, что в Казахстане есть «сословия», разделение на классы. Даже в комментариях к УК РК нет пояснения, как характеризуется этот термин. Однако у общественности это не вызывает переживаний, поскольку по данному пункту практически не возбуждаются уголовные дела, — рассказала masa.media юрист общественного фонда «Правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова

 

Поскольку в законодательстве нет ответа на вопрос, что такое «сословная рознь», чиновники пытались самостоятельно интерпретировать значения этого определения. Но и тут встречались противоречия. 

 

 

Как чиновники объясняли «сословную рознь»

В 2015 году, когда «сословная рознь» только появилась в Уголовном кодексе, в материале Tengrinews.kz адвокат Джохар Утебеков заявил, что понятие «сословие» — это старый термин, который «вносит еще большую сумятицу и неразбериху» и в без того сложную 174-ю статью УК РК. По его мнению, статья о «разжигании розни» является очень расплывчатой, и потому изменения в нее необходимо было вносить очень осторожно. 

 

В ответ данную поправку разъяснил депутат и председатель Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Парламента РК Серик Акылбай. Он заявил, что «сословие» — это разделение на социальные положения:

 

Сословная рознь исходит из социального положения. Есть малоимущие, есть богатые, есть очень богатые. Под сословием имеются в виду эти положения. Когда люди хотят расшатать социальную стабильность в обществе, ссылаясь на чье-то богатство или чью-то бедность — это разжигает вражду так же, как революция 1917 года. Это ничего не даст. Надо просто работать и поправлять социальное положение, стараться, чтобы было меньше бедных, нищих.

 

Попытку разъяснить данный пункт предпринимали и в Генпрокуратуре РК. Но даже в этой структуре отметили, что в комментариях к УК РК нет определения «сословной розни»:

 

(...) Все указанные статьи УК РК предусматривают ответственность за умышленные действия по возбуждению сословной розни или пропаганде сословной исключительности. При том, смысл или определение понятия «сословие», «сословный» Уголовный кодекс не содержит.

 

В письме Генпрокуратуры отмечалось, что на территории Казахстана сословия в юридическом смысле были отменены Декретом Всероссийского Центрального исполнительного Комитета в ноябре 1917 года. Соответственно, титулы и чины были официально исключены из правового поля. 

 

В связи с этим в Генпрокуратуре пришли к выводу, что введение понятия «сословная рознь» было принято с учетом существующего состояния общества. Ведомство предложило применять это определение в уголовном праве, исходя из смысла, изложенного в толковых словарях и энциклопедиях.

 

В качестве примера привели определение из Толкового словаря Ожегова, о котором мы говорили выше, где «сословие» употребляется в контексте феодального устройства государства (разделение на крестьян и господствующий класс — прим. ред). 

 

 

Уголовные дела по возбуждению социальной розни

На сегодняшний день по пункту уголовной статьи 174 «возбуждение сословной розни» было зарегистрировано только одно дело в отношении бывшего журналиста казахоязычной газеты «Жас алаш» Асхата Асана

 

Поводом стала его статья «Настанет ли день, когда экс-президента объявят в розыск по линии Интерпола?». В материале журналист напоминал о деле, получившем название «Казахгейт» — коррупционном расследовании в США, в котором всплыло имя Нурсултана Назарбаева.

 

Сотрудники внутренних дел начали досудебное расследование о возбуждении сословной розни. В марте прошлого года Асхата Асана даже вызвали на допрос в управление полиции Медеуского района Алматы. Сперва его подозревали в возбуждении «социальной розни», однако потом переквалифицировали в «сословную». 

 

В результате дело в отношении журналиста все же было прекращено, так как назначенная следователем экспертиза не нашла в статье признаков возбуждения сословной розни. 

 

Напомним, чтобы доказать вину человека по 174 статье УК РК, центр судебной экспертизы Минюста проводит психолого-филологическую экспертизу текстов. Проблема в том, что экспертами выступают филологи, а не юристы. Подробнее об этом читайте в нашем материале.

 




ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: КАК В КАЗАХСТАНЕ РАБОТАЕТ УГОЛОВНАЯ СТАТЬЯ О РАЗЖИГАНИИ РОЗНИ

 


 

 

Что о сословной розни думают юристы и правозащитники

Юрист общественного фонда «Правовой медиа-центр» Гульмира Биржанова говорит, что группа юристов проводила встречу с судьями, чтобы разъяснить некоторые моменты Уголовного кодекса. В том числе речь шла и о «возбуждении сословной розни»: 

 

Мы пытались с юристами и экспертами проанализировать, как классифицировать этот термин. Проводили семинар вместе с судьями, попросили их объяснить, что такое «сословная рознь». 

 

Одна из судей объяснила, что, к примеру, в Индии есть разделения на сословия (касты — прим. ред.) и когда представители этих сословий приезжают в Казахстан, в отношении них может произойти разжигание розни и этот пункт может быть применен. Мне непонятно, зачем ради минимального шанса держать этот термин в Уголовном кодексе. Ощущение, что он был добавлен просто «для полноты».

 

Издание Exclusive.kz пишет, что понятие «сословие», вероятно, перекочевало в Уголовный кодекс из Конституции. Дело в том, что в третьем пункте пятой статьи главного закона государства запрещается сеять всяческую рознь, в том числе и сословную.

 

В интервью газете «Караван» адвокат Хамида Айткалиева заявляла, что уголовное наказание за разжигание сословной розни могло появиться в УК совсем не случайно:

 

Это сделано намеренно, чтобы в будущем можно было воспользоваться этим упущением. Подобные статьи являются политическими, и соответственно в них очень много таких «упущений». Пока окончательно не выяснилось, в каких случаях в Казахстане будут применять норму о разжигании сословной розни, и пока ответственные лица путают сословия с классами, а интересы государства — с интересами его граждан, эксперты не исключают появления новых резонансных уголовных дел.

 

Российский информационно-аналитический центр «Сова» в докладе об антиэкстремистской политике стран Центральной Азии указывает, что несмотря на то, что в нашей стране предусмотрена ответственность за возбуждение социальной розни, в Казахстане нет деления на сословия. Это создает возможность произвольной трактовки этого понятия государственными и правоохранительными органами. 

 

 

Нужно ли убрать «сословную рознь» из законодательства

Основная проблема «возбуждения сословной розни» — противоречия на законодательном уровне и отсутствие четкого определения. Юрист Гульмира Биржанова считает, что этот пункт следует исключить из Уголовного кодекса:

 

Его следует убрать, поскольку без четкого определения этот термин можно довольно широко толковать. Вообще само понятие «сословная рознь» — это какое-то средневековье. По сути таким образом мы признаем, что у нас в стране есть сословия, которые запрещены Конституцией.

 

Попытки пересмотреть статью 174 уже были. В 2019 году Национальный совет общественного доверия при президенте озвучил предложения по ее гуманизации и декриминализации. Один из членов Нацсовета, Марат Шибутов, выступал за исключения «социальной» и «сословной» розни из законодательства, но успехом это не увенчалось. 

 

Ранее правозащитники также призывали власти Казахстана исключить из Уголовного кодекса статью 174 и пересмотреть дела осужденных по этой статье. Юрист Гульмира Биржанова считает, что статья опасна не только размытыми формулировками:

 

Эта статья в большинстве случаев применяется неправильно. У нас во многих делах людей судят за высказывание и свободу выражения мнения без призывов и пропаганды. 

 

Статья опасна тем, что не обязательно должны быть призывы, в большом количестве дел их нет. Кроме того, предусматриваются серьезные санкции, а штраф, который недавно добавили, не имеет смысла — он огромный, и у человека все равно будет числится судимость, которая серьезно усложняет жизнь.

 




Иллюстрация: Лейла Тапалова

 

Источник Masa Media