ДИЛЕТАНТЫ ПЛОДЯТ ДИЛЕТАНТОВ
8 января, 2007 - 15:25
ДИЛЕТАНТЫ ПЛОДЯТ ДИЛЕТАНТОВ
Автор: Администратор
801

Presscenter.kz,



Рынок диктует свои требования и к представите-лям журналистской братии, и к людям, обучающим их профессии

http://www.medianet.kz

О состоянии казахстанской журналистики и перспективах ее развития сегодня наконец заговорили во весь голос. Мы предлагаем вашему вниманию мнения слушателей дистанционного курса обучения журналистике при МЦЖ «MediaNet», опубликованные на сайте этого центра, и надеемся, что затронутые проблемы не оставят равнодушными тех, кто выбрал своей профессию – журналистику. 

Время дилетантов

Любовь ПОДОЛЯК

Очень часто мне говорят, что современная журналистика поверхностная, не заботящаяся о достоверности фактов, соблюдении морально-этических норм. Возможно, где-то что-то и проскакивает. Мы не боги, а такие же смертные, как и все, кто нас критикует. А потому не можем предсказывать будущее и видеть сквозь кирпичные стены, что творят чиновники, и тем более читать их мысли. Мы пользуемся только тем, что нам дают. А это малые порции правды. Иногда задумываешься, а насколько их правда – правда? Но речь сейчас пойдет не об этом.

В стране катастрофически не хватает квалифициро-ванных журналистов, ориентированных на работу в современных условиях. Одна из причин этого, как мне кажется, кроется в появлении большего количества газет и журналов. Сегодня все кому не лень могут открыть свое издание, для того чтобы пиарить себя, свою компанию, своих учредителей. Этот бизнес кажется слишком легким делом, и за него хватаются дилетанты, плодящие вокруг себя таких же дилетантов, как они сами. Понятно, что такая журналистика - однобокая. На страницах таких изданий нет полного освещения событий, все делается с оглядкой на «хозяина».
Проблема также кроется и в другом. Когда-то хорошего университетского образования журналисту хватало на долгие годы работы в прессе. (Если верить словам взрослых коллег, которые прошли эту школу). Повышать и поддерживать профессиональный уровень помогала система переподготовки журналистских кадров - институты повышения квалификации. Пятнадцать лет назад на смену отлаженной идеологической машине пришел непредсказуемый рынок. И все полетело, сорвалось, словно шестеренка. И тут появились новые требования к представителям журналистской братии и к людям, обучающим их профессии. 
Сегодня информация, в том числе и образовательная, утрачивает свою актуальность уже через пять – шесть лет. То есть через пять лет после окончания вуза то, чему нас учили, в значительной мере обесценивается. Значит, нужна переподготовка кадров. А у нынешних журналистов немного возможности пополнить запас знаний. Как правило, нет интереса со стороны работодателя, который не хочет, пусть и на время, терять кадр. Иногда они заявляют, зачем вам нужно учиться, мы сами вас натаскаем. А так хотелось бы, чтобы кто-то из истинных профессионалов направил на правильный путь. Разъяснил, как нужно интересно и актуально писать. Конечно, в журналистике нет правил, но есть же жанровые требования и наконец опыт людей, которые знают, как плохой текст усилить и сделать читабельным.

Что есть журналистика?

Марина ЕЛИНА

«Есть два вида проституции, - сетовал как-то один преподаватель литературы, - проституция обыкновенная и проституция журналистская. Так вот, вторая намного страшнее первой».
Как бы то ни было, с каждым годом все больше выпускников школ обивают пороги нашего провинциального журфака в поисках смысла и самовыражения в нем. На вопрос: «Зачем пришли?» отвечают неоднозначно, мол, вот рассказы пишм, стихи всякие… 

Эх, детки! Само представление о профессиональной журналистике в наших головах достаточно размыто и сумбурно. А на наших факультетах, к сожалению, этот сумбур в молодых умах культивируют. Ничего нового. Ничего нужного. И ничего на самом деле качественного и профессионально-развитого отсюда не возникает. Сон разума снова и снова рождает чудовищ.

Масс-медиа. Масс-культура. Масс-сознание. Масс-Бог. Масс-власть. Масс-ИЛЛЮЗИЯ.

Журналист с годом практики считает себя двигателем прогресса и ассенизатором массового пространства. Его эго достигает размеров земного шара, а словарный запас ограничивается массовыми шаблонами, и вся его игра мысли заключается в том, чтобы в очередной раз «угадать» рецепт приготовления стряпни, которую можно подать на завтрак массе общечеловеков.

Так в чем соль? И где перспективы? Невольно вспоминается Пелевин с его масс-философией: «Бывает, еще проснешься, где-то в районе половины второго и глядишь на свет так называемой Луны. А потом понимаешь, что этот мир – всего-навсего галлюцинация наркомана Петрова, являющаяся в свою очередь галлюцинацией какого-то пьяного старшины».
Вот так и живем: день едим, а три пьем. Причем из посуды, любезно предоставленной фирмой, любезно прорекламированной нашим любезным телеканалом, и считаем себя гениями пера и уже в самом осознании этого чувствуем себя той самой ПЕРСПЕКТИВОЙ, которую другие ищут.

Где?! Где взять хороших журналистов?

Николай ЧУМАКОВ

Нигде! Когда я учился на журфаке, у нас из десяти преподавателей половина была когда-то уволена из различных изданий за служебное несоответствие, а четверо вообще не имели никакого отношения к журналистике. Одна из преподавательниц вообще пришла на факультет после работы секретаршей. Секретаршей она была, не подумайте ничего плохого, у декана журфака.

Сказать, что лекции были нудными, напоминающими пересказ учебника, значит ничего не сказать. Ничего, кроме головной боли и онемевшей задницы, мы с этих лекций не выносили. Немудрено, что уровень профессионализма журналистов в Казахстане катится к чертовой матери. И все 18 факультетов журналистики по всему Казахстану этому не помеха.
Конечно, дело здесь не только в уровне преподавания. Если бы вы читали те программы, по которым предлагают учиться студентам, вы бы просто решили, что вас держат за идиота. В век Интернета обучать студентов стенографии может только человек с вышеуказанным диагнозом.

А куда же делись наши действительно талантливые преподаватели, спросите вы? А вы согласились бы преподавать в провинциальном университете за 20-25 тысяч тенге? Молчите? Вот и наши таланты посваливали давно с такой работы кто в действующие СМИ, кто в PR. Так что на ваш вопрос – где? Отвечу, если нельзя повысить жизненного уровня преподавателей, то не нарывайтесь на рифму!

Особенности национальной журналистики

Елизавета ШАЛИНА

Ну вот и представилась возможность сказать то, что давно вертелось на языке. Все как-то хотелось, но не говорилось. Состояние казахстанской журналистики зависит от многих факторов. Не последнее слово должны сказать мы - создатели интеллектуального продукта. Ого, как загнула! Жаль только, что создавать приходится ценою проб и ошибок. Потому как иного выхода у нас нет. 
Уважаемая альма-матер, в которой я лично провела четыре долгих года, не научила фактически ничему, что пригодилось бы в реальной журналистике. Помню, вышла я из стен университета с головой, набитой кучей теории, и без малейшего представления, как же делается настоящая журналистика и с чем ее едят. К слову, подобная ситуация сложилась не только у меня, а у сотни выпускников-журналистов, воспитанных в духе теории. Вот такая вот арифметика. Отсюда знак равенства; в отсутствие адаптированных к реальной действительности специалистов казахстанская журналистика, хватая ртом воздух демократии, пытается соответствовать. Печатным СМИ, скрепя сердце, можно сказать, это практически удается. Здесь присутствует и количество, и качество.
Совсем иначе обстоят дела с электронными средствами массовой информации. Телевизионная и особенно радийная журналистика топчутся на месте. Такое ощущение, будто они долгое время отсутствовали и теперь никак не могут влиться в общий поток. Не могут или не хотят почувствовать дух времени. Смотреть и слушать, за исключением некоторых работ, нечего и некого. Хоти подтверждения? Поднимите головы. Видите?! Бесконечное количество спутниковых антенн нависло над нами. А их владельцы, уж точно, не смотрят отечественные телеканалы...

Что с нами будет дальше, увидим. Хотелось бы надеяться, что мы все же скажем свое веское слово.