ДЕЙСТВИЯ ПО ОСМОТРУ СОДЕРЖИМОГО МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА, ВКЛЮЧАЯ ПРОСМОТР ФОТО И ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРЯМЫМ ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ ГРАЖДАН.
19 января, 2022 - 11:36
ДЕЙСТВИЯ ПО ОСМОТРУ СОДЕРЖИМОГО МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА, ВКЛЮЧАЯ ПРОСМОТР ФОТО И ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРЯМЫМ ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ ГРАЖДАН.
Автор: Администратор
523

Действия по осмотру содержимого мобильного телефона, включая просмотр фото и видеоизображений, является прямым вмешательством в частную жизнь граждан.


Закон Республики Казахстан «О чрезвычайном положении» допускает установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, в том числе на приватность, однако данные ограничения, согласно статьи 17 настоящего Закона должны осуществляться в пределах, которые вызваны «обстоятельствами, послужившими основанием введения чрезвычайного положения» и «не должны противоречить международным договорам в области прав человека».



Основные и дополнительные меры и временные ограничения личных прав граждан, применяемые при введении чрезвычайного положения строго регламентированы законом. В соответствии с законодательством о чрезвычайном положении, к ним, среди прочих, относятся: «личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств».



 В свою очередь неправильное толкование и применение вышеуказанной меры по «досмотру вещей» по отношению к содержимому мобильного телефона не только нарушает право на личную тайну и тайну переписки, но и нивелирует конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни.

Следует отметить, что режим чрезвычайного положения не отменят действие положений уголовно-процессуального кодекса Казахстана по обеспечению права на неприкосновенность частной (личной, семейной) жизни.



Пункт 3 статьи 16 данного кодекса гласит, что «никто не вправе собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, кроме случаев, предусмотренных законом».



 Кроме этого, в условиях чрезвычайного положения действуют нормы статьи 15 закона об оперативно-розыскной деятельности запрещающие «использовать неправомерные действия, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан» и «разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».



Таким образом, в условиях чрезвычайного положения, фиксация доказательств, а также идентификация потенциальных преступников, путем просмотра содержимого мобильного телефона, может быть произведена строго лишь в рамках уголовного процесса и только по отношению лиц участвующих в нем.



Источник: Eurasian Digital Foundation