Presscenter.kz,
Ксения ХАХОНИНА, «Гражданин мира», BBC
По официальным данным, в Казахстане 2500 действу-ющих средств массовой информации, из них 20 процнтов, по словам представителя Министерства культуры Казахстана Гульбану Каиргалиевой, принадлежат государственным учреждениям:
- Все остальное – 80 процентов либо в чистом виде частный кCапитал, либо у них присутствует небольшая доля в государстве.
Комментирует директор «Павлодарского Центра поддержки региональной журналистики» Аскар Шомшеков:
- По оценкам организаций, которые мониторят ситуацию с уровнем концентрации СМИ, в подавляющем, часть электронных средств массовой информации, которые вещают на весь Казахстан – общенациональных – они находятся в руках окружения близкого к действующему президенту.
Казахстанские СМИ делятся на региональные и республиканские. Аскар Шомшеков в свое время работал главным редактором региональной телекомпании «Ирбис», вещание которой было прекращено властями в 2002 году.
- У региональной и общегосударственной прессы у них есть табу – это все, что касается деятельности президента. Деятельность правительства менее табуирована, и государственная пресса позволяет себе критиковать деятельность правительства, ведомств и деятельность региональных акимов - губернаторов. Без проблем в этом отношении.
Чтобы преодолеть такие трудности, и приехала казахстанская делегация за советами и опытом в двухмиллионную Словению. Но сразу же возникли сложности с переводом. Например, вопрос казахстанской делегации: «Существует ли в Словенских госучреждениях принудительная подписка на государственные или частные издания?», -поначалу не был понят сотрудниками словенского Института мира. Президент Общественного Фонда «Орден защиты свободной журналистики «Форпост»» Татьяна Пак растолковала, что в Казахстане есть разнарядки на подписку, рассылаемые в бюджетные организации, а в них указано количество экземпляров, которыми трудовые коллективы обязуются поддержать перечисленные в разнарядке газеты. Однако недоумение Словенских специалистов и после пояснения не убавилось. Такого метода стимулирования роста тиража Словенцы не знали даже во времена социалистической Югославии, когда Словения являлась ее составляющей частью. Выяснилось также что, то, что словенские специалисты считают благом для развития журналистики, их казахстанские коллеги боятся, как огня. Пример тому – Кодекс профессиональной этики, давно принятый словенской журналистской братией. Поясняет Татьяна Пак, работающая в южном регионе Казахстана:
- Любой, даже неформальный кодекс будет работать против журналистов. То есть это будет способ, скажем, ограничить журналиста в свободе мнений, свободе слова.
Но и без кодекса сложно. Говорит Аскар Шомшеков, директор «Павлодарского Центра поддержки региональной журналистики»:
- Общество не знает, и журналисты не знают, что есть хорошо, что плохо. У нас не разработаны и нет общепринятых правил поведения, правил игры. Поэтому и отсутствует профессиональная солидарность. Это позволяет государственным органам и коммерческим структурам манипулировать журналистами, позволяют оказывать давление, потому что журналист в такой ситуации оказывается один-на-один, и ему нечем аргументировать свой отказ, допустим, от выполнения тех или иных неблаговидных целей и задач, которые ставит перед ним учредитель или государственные органы.
Выходит, что схожий механизм регуляции СМИ в Казахстане действует как недобросовестный регулировщик, а в Словении – как светофор, с которым не поспоришь.
Рассказывает президент ОФ «Защита свободной журналистики «Форпост»» Татьяна Пак:
- В самом деле, мы хотели бы ориентироваться на опыт словенских наших коллег. В данный момент мы пытаемся сделать так, чтобы государство прислушивалось к таким НПО, как наше, хотя бы в разработке законопроектов, принятии каких-то решений. Но последний опыт – принятие поправок законопроекта «О СМИ» показал об обратном. То есть вся журналистская общественность была против принятия этих поправок, однако правительство, закрывая глаза на основных участников этого законопроекта, все-таки приняло этот закон в действие. Он сейчас работает, хотя это не устраивает никого из журналистов.
Но многие представители Казахстанской прессы оптимистичны. Как, например, Гульмира Арбабаева, журналистка газеты «Панорама»:
Мы можем открыто, хоть, как-то выступать, и не скрываемся под какими-то именами, псевдонимами, в отличие от туркменских журналистов, в отличие от узбекских журналистов. Поэтому, я считаю, что в любом случае мы правильный путь как-то выбрали для развития страны и разных систем в том числе.