ЧТО ГОТОВИТ ПРОЕКТ ЗАКОНА «О МАСС-МЕДИА»?
29 сентября, 2022 - 21:33
ЧТО ГОТОВИТ ПРОЕКТ ЗАКОНА «О МАСС-МЕДИА»?
Автор: Администратор
401
Восемь проблем
Весной этого года министерство информации и общественного развития (МИОР) подготовило Консультативный документ регуляторной политики к проекту закона «О масс-медиа». Этот документ является первым шагом к разработке основного текста законопроекта и содержит основные положения.
Всего в документе содержатся восемь основных проблем, которые определило МИОР и для решения которых, по мнению разработчиков, требуется законодательное регулирование.
Статус СМК
Рассмотрим проблему, которая в законопроекте значится под №2 – «Определение статуса средств массовой коммуникаций (СМК)». В документе говорится о том, что «в настоящее время массовые коммуникации проникают во все сферы деятельности, тем самым создавая новые виды массовой коммуникации, которые лежат вне правового поля. Интернет, интернет-ресурсы, социальные сети стали частью общественных отношений».
МИОР видит решение этой проблемы в определении новых понятий и субъектов СМК, а также в их систематизации. «Разграничение новых видов массовой коммуникаций позволит регламентировать деятельность субъектов, распространяющих массовую информацию. Возможные негативные последствия: не прогнозируются», — говорится в документе.
Таким образом, к СМК предлагается относить деятельность, осуществляемую пабликами и иными площадками на онлайн-платформах и сервисах обмена мгновенными сообщениями (соцсетями и мессенджерами соответственно), блогерами, а также интернет-ресурсами, не зарегистрированными в статусе СМИ (такими как olx.kz, market.kz, kolesa.kz и т. д.).
Нацплан развития сферы информации на 2020-2022 годы
Напомним, что в 2020 году с подобной инициативой, но только в отношении блогеров, выступил уполномоченный орган. В «Национальном плане развития сферы информации на 2020-2022 годы» один из пунктов плана посвящен определению правового статуса блогеров, а именно вопросу приравнивания блогеров к журналистам.
«Развитие сети Интернет способствует развитию новых видов журналистики, в том числе гражданской. Сегодня благодаря росту аудитории социальных сетей и различных сетевых платформ блогеры оказывают значительное влияние на информированность аудитории по широкому спектру вопросов и общественное мнение в целом.
В целях правового регулирования деятельности блогеров многие страны руководствуются рядом международных документов. Так, в своем замечании общего порядка № 34 Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет Организации Объединенных Наций по правам человека приравнивает деятельность блогеров к форме журналистики: «журналистские функции выполняют широкий круг лиц, в том числе профессиональные штатные репортеры и аналитики, блогеры и другие лица, которые публикуются в печатных изданиях, Интернете или где-либо еще".
Тем самым, с учетом международного опыта, целесообразно правовое обеспечение деятельности отечественных блогеров, основанное на принципе добровольности.
Данная мера могла бы обеспечить блогеров правами, включая право на аккредитацию в государственных и международных организациях, и защитой (опознавательные знаки при ликвидации чрезвычайных ситуаций, освещении вооруженных спецопераций и другое), которые являются жизненно важной частью работы журналистов».
И даже был проведен опрос среди населения, чтобы понять, считается ли «блогинг» профессией и можно ли их приравнять к журналистам.
На наш взгляд, попытки регулировать интернет-сферу делаются лишь для того, чтобы блогеры смогли легально участвовать в распределении информационного госзаказа. И создание новых субъектов, таких как вышеупомянутые «СМК», на практике создадут еще больше проблем.
Рекомендации
Следует исключить норму, приравнивающую интернет-ресурс, не поставленный на учет в качестве СМИ, к СМИ.
В Законе «О СМИ» дается определение «средств массовой информации» — это периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы. Закон «Об информатизации», в свою очередь, раскрывает понятие «интернет-ресурс» — информация (в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде), размещенная на аппаратно-программном комплексе, имеющем уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующем в интернете.

 

Если следовать букве закона, то практически любой сайт является СМИ, следовательно, на него распространяются все права и обязанности СМИ (за исключением регистрации). Это не совсем правильно, так как в таком случае СМИ становятся любые ресурсы.
Отметим, что блогеры и журналисты действительно работают в одном медийном пространстве, но важно понимать, что у них разная роль и степень ответственности перед обществом.
Директор ОФ «Digital Paradigm» Елжан Кабышев отмечает, что существует проблемная разница между интернет-ресурсом и СМИ. Отличие в том, что ограничить интернет-ресурс можно внесудебно, на основании предписания МИОР, а для ограничения сайта СМИ должно быть соответствующее решение суда. Введение нового понятия «СМК» может не решить эту проблему, и в части взаимодействия сайтов и государства рекомендуется следующее:
  1. Надлежащее уведомление собственника сайта от госоргана о наличии на сайте материала, нарушающее законодательство страны, либо же взаимодействие по иным вопросам, например, по предмету нарушения Закона «О персональных данных и их защите», или направлению какого-либо судебного документа.
  2. Предоставление разумного срока для ответа на уведомление госоргана.
  3. Возможность оспаривания уведомления госоргана в случае несогласия со стороны собственника сайта.
 
Источник: Drfl.kz
Источник иллюстрации: Drfl.kz