ЧЕГО ДОБИВАЕТСЯ МИНИНФОРМ?
8 января, 2007 - 15:20
ЧЕГО ДОБИВАЕТСЯ МИНИНФОРМ?
Автор: Администратор
810

Presscenter.kz,



Очередную инициативу Министерства информации журналисты и издатели называют попыткой введения цензуры

Денис ДАШКОВ, "С пером и шпагой"

Одной из главных тем, которую сегодня обсуждают не только журналисты, но и собственники и издатели печатных СМИ, стала очередная инициатива Министерства культуры и информации. Как известно, Мининформ разработал проект закона «Об издательской деятельности», предусматривающий лицензирование типографий. 

А что думают по поводу этого законопроекта журналисты, редакторы газет, владельцы типографий, юристы? Как отразится принятие этого закона на их деятельности? Какую роль сыграет он в развитии свободы слова, свободы творчества журналистов, в судьбе независимых газет? Мы предлагаем вашему вниманию мнения людей, имеющих самое непосредственное отношение к журналистике и деятельности печатных СМИ. 

Вперед - к авторитаризму?

Первым мы дали слово, естественно, юристу. Вот что думает о законодательной инициативе Министерства информации Сергей УТКИН:

- Цель законопроекта очевидна – сделать незаконным изготовление продукции печатных СМИ вне типографий, деятельность типографий по выпуску продукции СМИ лицензировать, и через механизм приостановления действия лицензии влиять на выпуск нежелательных (например, оппозиционных) газет.
И если раньше при получении отказов от всех типографий издатель мог хотя бы самостоятельно печатать тираж газеты на любой множительной технике, то с принятием этого закона такое решение проблемы станет невозможным, так как полиграфическая деятельность по выпуску продукции СМИ будет лицензироваться. А за безлицензионный выпуск можно попасть даже под уголовную ответственность (ст.190 УК РК предусматривает за подобное деяние до пяти лет лишения свободы с конфискацией имущества). 

Было бы интересно услышать обоснование необходи-мости введения лицензирования полиграфической деятельности. Ведь из определения полиграфического предприятия (типографии), приведенного в законо-проекте, следует, что таковым оно будет считаться только в случае выпуска продукции СМИ. Если же типография выпускает книги, брошюры, буклеты, открытки, листовки и т.п., но не печатает газеты и журналы – такая типография не относится к полигра-фическим предприятиям и ее деятельность не подле-жит лицензированию.

Спрашивается, чем опаснее для общества изготовле-ние тиражей газет и журналов по сравнению с изготовлением книг, листовок, календарей и тому подобной продукции? Ведь в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона РК «О лицензировании», введение лицензионного порядка либо его отмена по видам деятельности устанавливаются настоящим законом с целью государственной безопасности, реализации государственной монополии, обеспечения правопо-рядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан. 

И как же г-н Ертысбаев собирается обеспечивать эту государственную безопасность? Заставит типографии проверять тексты газет на отсутствие неправомерных призывов, пропаганды, разжигания и т.п.? Но ведь это же цензура, которая прямо запрещена Конституцией! А других методов просто не существует.

Вот и получается, что лицензирование собствен-ников, издателей газет или типографий, изготавли-вающих их тиражи, обязательно сведется к скрытой цензуре. Поэтому в цивилизованных странах подобное лицензирование со стороны государства отсутствует. А Казахстан, вводя данную процедуру, скатывается на уровень авторитарных режимов, ненавидящих и уничтожающих свободу слова.

«На оппозиционной прессе поставят крест?»

Сейтказы МАТАЕВ тоже категорически против принятия закона об издательской деятельности в том виде, в каком он вышел из недр Мининформа. Об этом председатель Союза журналистов рассказал нашему корреспонденту.

Сейтказы, ведь это уже вторая попытка Мининформа протолкнуть норму о лицензировании типографий. В первый раз – когда принимались те самые «ертысбаевские» поправки, но тогда парламент на поводу у правительства не пошел. Как Вы думаете, с чем связана такая настойчивость?

- Видимо, министерство выполняет какое-то задание. Если не получилось решить эту задачу через законодательство о СМИ, то ее хотят решить путем принятия закона об издательской деятельности. Все это наводит на мысль, что у Мининформа имеется четкая установка.

Может, следующим шагом будет лицензирование ксероксов, принтеров, выдача лицензий бабушкам, которые торгуют газетами? Чего еще нужно ждать? 
Я считаю, что если эта норма будет принята, то можно ставить крест на негосударственных печатных СМИ, а конкретно – на оппозиционных газетах. Понятно же, для чего это делается…

«За» или «против»?

Сайт «Издатель.kz» провел опрос издателей из регионов Казахстана по поводу законопроекта «Об издательской деятельности», в частности, его положения о возможном лицензировании полиграфических (типографских услуг) по производству и выпуску периодической печатной продукции. Вот как ответили на вопросы журналистов сайта Натальи Королевой и Ярослава Науменко их собеседники.

Игорь МЫЧЛО, главный редактор газеты «Новое время», Костанай:

- Мне, как заказчику, введение лицензирования полиграфических услуг вряд ли принесет какую-либо пользу. Что это даст? Качество станет лучше или цены ниже? Это все регулируется рынком, выбор достаточно большой, на любой вкус и кошелек. Я понимаю необходимость лицензирования медицинских, юридических услуг, строительных работ, где непрофессионализм может нанести непоправимый вред, а лицензирование полиграфических услуг необходимо лишь для того, чтобы вслед за СМИ «построить» и типографии. 

А вообще, на данный момент непонятно, о чем идет речь. В проекте Закона «Об издательской деятельности» не расписан порядок и условия получения лицензии, а это самое главное, пока этого нет - и говорить не о чем.

Слямбек АКИМОВ, председатель правления ТОО «Дом печати», Павлодар:

- Я посмотрел проект закона «Об издательской деятельности». Он очень сырой. Создается впечатление, что его статьи просто «надерганы» из уже действующих законов республики, в частности «Об авторском праве и смежных правах», «О лицензировании», «О СМИ» и т.д. А то, что касается непосредственно 10 статьи законопроекта, то здесь отношение однозначное. Лицензирование издательской (типографской) деятельности должно быть из законопроекта исключено, поскольку относится к предмету регулирования другого Закона РК – «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступает в противоречие с Конституцией Казахстана.

Мягкая, пушистая и… продажная

Свое мнение на этот счет есть и у издателя костанайских газет «Наша газета» и «Твой шанс» Сергея МИРОЛЮБОВА, интервью с которым тоже было опубликовано недавно на сайте «Издатель.kz».

Сергей, как Вы считаете, что означают непрекращающиеся попытки государства ввести лицензирование полиграфической (типографской) деятельности именно для предприятий, выпускающих периодическую печатную продукцию?

- Только одно - поставить типографии в зависимость от лицензиара. На мой взгляд, основных причине две.

Первая причина публичная и не особо скрываемая - поскольку задушить оппозиционную и просто независимую прессу не удалось, можно попробовать задушить типографии, которые печатают газеты. Это сделать намного легче, ведь самая скромная типография, имеющая ролевую офсетную печатную машину, стоит не менее $500-800 тыс. Это только стоимость самого минимального комплекта оборудования и помещения. 

Бороться с закрытием оппозиционные газеты уже научились - просто открываешь пять ТОО на посторонних лиц и на каждое регистрируешь по десять газет. И можно в течение года выпускать по новой газете каждую неделю, затраты при этом мизерные - только на юриста, нотариуса и регистрацию. И тогда Министерство культуры и информации РК, закрывая каждую такую газету, уже не сможет заявлять, что «в Казахстане не преследуется оппозиционная и независимая пресса», а просто закрываются отдельные газеты, нарушающие закон.

С типографиями все сложнее. В 2002 году высокопоставленные чиновники заявили, что «Республика» не выходит не потому, что типографиям дано указание ее не печатать, а потому, что типографии просто не хотят ее печатать – ведь у нас «свобода договора». Но когда частные типографии Костаная, Петропавловска и Атырау все-таки напечатали отдельные тиражи, что из этого получилось? 

В Костанае за неделю на типографию обрушилось 13 проверок - от прокуратуры до СЭС, и все открытым текстом говорили: прекратите печатать эту газету, и ваши проблемы закончатся! А когда проверяющие ничего существенного не нашли, то пришлось остановить типографию не просто, а очень просто - дали команду энергетикам, и те вырубили подстанцию, обесточив заодно и квартал. И не подключали, пока типография не разорвала договор с редакцией. В Петропавловске попросту закрыли типографию, и она уже не существует как предприятие. В Атырау типографию подожгли, повредив другое (не газетное), но более дорогостоящее оборудование.

Разве пришлось бы так «напрягаться», если бы было лицензирование?! Просто пришел бы скромный чинов-ник, сделал бы пару замечаний и приостановили бы действие лицензии или лишили лицензии (фактически запретили заниматься предпринимательской деятель-ностью) предприятие, в которое вложено несколько сот тысяч долларов. Причем подавляющее большинство региональных типографий принадлежат местным издателям независимых газет или предпринимателям среднего бизнеса.

А какова вторая причина?

- Видимо, новая команда нового министра с завистью смотрит на своих коллег из других министерств и их действия по «конвертации» своих должностей в капиталы. И их осенило - а чем, дескать, мы хуже? Проанализировали рынок и нашли нишу – типографии, печатающие газеты и журналы. Надо же! Бизнес на сотни миллионов долларов (по данным Ассоциации полиграфистов Казахстана), а никто его не «стрижет». Непорядок!

Как принятие этого закона отразится на рынке и на конкретных предприятиях, особенно в регионах?

- Я думаю, что неизбежны пессимизм и разочарование у владельцев и менеджмента. Будут предприниматься попытки продать или перенести бизнес в соседнее государство, либо попытки продать с существенной скидкой людям, приближенным к местной власти или к «Ак орде». В любом случае - прекращение инвестиций, отток капиталов и людей, т.е. если бы у нас был рынок акций и на нем торговались акции типографий, то после этой информации был бы просто обвал рынка.

Верите ли Вы в «честную» игру со стороны государства, в случае если лицензирование все-таки станет необходимым?

- Нет! Нет! И еще раз нет! Отвечая на первый вопрос, я привел конкретные примеры неприкрытой «войны» государства именно с типографиями, которые осмелились печатать неугодные газеты. А закон о лицензировании типографий станет мощнейшим рычагом не только для «Ак орды», но и для местных акимов и акимчиков - это просто мечта для них! Ведь сейчас в некоторых регионах расцвели и набрались сил действительно успешные как бизнес-проект и служащие интересам местного сообщества независимые газеты (в Актобе, Уральске, Атырау, Костанае, Караганде, Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Алматы и т.д.). Акимы уже не могут командовать этими издателями, а вынуждены считаться с ними.

А как принятие этого законопроекта может повлиять на региональную прессу?

- Если этот законопроект примут, то региональная пресса станет мягкой, пушистой, продажной и пресной - она просто вымрет, останутся только госзаказные, откровенно «желтые» и рекламно-глянцевые издания.

Зачистка газетного рынка началась

Мы попросили дать свою оценку новому законопроекту основателя и издателя газеты «Диапазон» (Актобе), президента Казахстанской ассоциации издателей газет Владимира МИХАЙЛОВА.

Владимир, как Вы думаете, какова цель принятия такого закона?

- Очевидно, прослеживается попытка государства в лице Министерства культуры и информации взять под полный контроль издание периодической печати и в первую очередь - газет. Шумная летняя дискуссия в парламенте и на страницах газет вокруг закона о СМИ продолжилась сегодня, только обсуждаем мы уже проект закона об издательской деятельности.

Может ли введение лицензирования на услуги по выпуску периодической печатной продукции негативно отразиться на этом рынке в целом?

- Полиграфическое производство - это в первую очередь инвестиции. Любой неосторожный шаг со стороны правительства, в том числе введение каких-то регламентирующих норм, не только их не привлекут, а наоборот, отпугнут. Сегодня, если говорить о газетной печати, казахстанским полиграфистам, в общем-то, хвалиться нечем. 
В большинстве региональных типографий эксплуатируются рулонные машины индийского или российского производства. Они в разы дешевле американских и немецких аналогов, соответственно, значительно уступают им в эксплуатационных качествах и качестве печати. Но даже на запуск такой типографии требуется инвестиций от полумиллиона долларов и выше. Немного найдется желающих вкладывать такие средства, не имея полной уверенности в завтрашнем дне своего предприятия. Естественно, процесс развития технической базы и создание новых производств затормозится. 

Выиграет ли от этого государство?

- Вряд ли. Просто у чиновников появится еще одна возможность уводить деньги из бюджета. Полиграфическое производство - не тот сектор рынка, где государству необходимо прикладывать усилия, во всяком случае, с экономической точки зрения. По определению, предприниматель - предприимчивый человек. Что он должен делать в создавшейся ситуации, так это держать нос по ветру. 

Другими словами, не хочешь лишиться лицензии – знай, кого печатаешь, и тщательно отбирай заказчиков, чтобы не оказаться потом в положении неугодного местной власти или тех, кто еще выше. 
Во многих регионах республики издательский бизнес развивался по такому принципу: вначале создавалась газета, а позже, когда этот проект становился успешным, на заработанные средства и кредиты банков запускались полиграфические производства. Такая аффилированность на местах ни для кого не секрет. В результате принятия нового закона может возникнуть ситуация, когда производственное направление компании будет вынуждено оказывать воздействие на редакционную политику своей структуры, дабы в один прекрасный момент не лишиться лицензии из-за острых газетных материалов. 

Нужно заметить, что именно в регионах сегодня издание газет, в том числе и общественно-политических, развивается как бизнес вполне успешно, чего не скажешь о столичном рынке, где работает большое количество политических проектов, изначально не рассчитанных на самоокупаемость. Поэтому в невыгодном положении могут оказаться в первую очередь именно небольшие региональные типографии.

- Как Вы считаете, насколько оправданно решение разработчиков законопроекта лицензировать деятельность по производству и выпуску периодической печатной продукции?

- Легко понять логику законодателя, когда он принимает решение о лицензировании в строительной индустрии или медицинской отрасли. Там, помимо технической стороны, деятельность связана со здоровьем и безопасностью граждан Казахстана. Работа печатного станка для человека не более опасна, чем движущийся автомобиль. С точки зрения экологии аналогично. 

Если отраслевое министерство обеспокоено проблемами борьбы с терроризмом, дабы издатели не злоупотребляли «свободой слова», то для этого существует Уголовный и Гражданский кодексы. Ни для кого не секрет, чем закончилось лицензирование деятельности электронных СМИ десять лет тому назад. Самых неудобных убрали, остальных основательно «причесали». Похоже, настала очередь газетного рынка.

При подготовке статьи использованы материалы 
сайта «Издатель.kz»